2.2 тыс.
17 ноября 2018

В ВКО растёт число "синтетических" наркозависимых

Гавайская роза, голубой лотос, шалфей предсказательный… Красивые названия, которые, на первый взгляд, могут привлечь увлеченных цветоводов или ботаников. Но в современном мире за этими звучными именами стоит порой смертельная опасность. Именно эти травы входят в состав спайсов — наркотических курительных смесей. С каждым годом они все больше распространяются в Казахстане. И, к сожалению, наш регион — не исключение.

О четкой статистике по этому вопросу говорить сложно, поскольку травы обрабатываются химическими смесями, состав которых "производители" очень часто меняют. Именно поэтому экспресс-тесты, проводимые на предмет наркотического опьянения, зачастую не дают результатов. Но в областном наркологическом диспансере говорят, что количество людей, употребляющих спайсы, ежегодно растет. И что еще более печально — это затрагивает в основном молодое поколение.

"Зараза" из дальних стран

Как рассказала врач-нарколог отделения медикаментозной коррекции и реабилитации зависимых от психоактивных веществ областного наркологического диспансера Ардак Асетова, экзотические травы, названия которых мы указывали выше, содержат в себе психотропные вещества. Их можно использовать в мирных целях, существуют специальные лаборатории, где этим занимаются.

Разрабатываются таблетки и растворы, предназначенные для обезболивания, — говорит доктор.

Наша справка
В состав листьев шалфея предсказательного входит "сальвинорин А" — наиболее сильный из всех известных растительных галлюциногенов.
В состав листьев и лепестков голубого лотоса входит нуциферин — алкалоид, действие которого связывают с блокадой рецепторов дофамина, спазмолитическим, каталептическим, стереотипическим, амфетаминоподобным действием.
Семена гавайской розы содержат альфа-гидроксиэтиламид лизергиновой кислоты, лизергит, эргометрин, эргометринин и другие алкалоиды лизергиновой кислоты (ЛСД), оказывающие галлюциногенное и психоделическое действие.

Но, к сожалению, находится им и другое применение. Пройдя специальную химическую обработку, гавайская роза или голубой лотос становится наркотиком, оказывающим самое разрушительное воздействие на организм человека. Спайсы моментально распространяются по крови, доходят до головного мозга и провоцируют отмирание клеток.

Наши экспресс-тесты не выявляют конкретно спайсы, — рассказывает Ардак Асетова. — Они показывают только те наркотики, которыми травы были обработаны. То есть каннабиноиды, опиоиды и амфетамин, называемый в среде наркозависимых "скорость". Получается, что спайсы наносят двойной, а иногда даже тройной удар по человеку.

Наверняка многие видели на различных сайтах кадры, где показывается эффект от курения спайса. Здоровому и адекватному человеку сложно воспринимать такие картины. Наркозависимый, находящийся под действием спайса, не контролирует себя, у него могут быть острые галлюцинации, нарушена координация. Человек теряет свой облик. Пугает еще и тот факт, что психологическая зависимость от спайсов возникает в разы быстрее, чем от традиционных наркотиков. Достаточно покурить несколько раз — и все... Человек попался на крючок.

Пациенты говорят, что спайсы стоят дешевле, чем традиционные наркотики, правда, здесь все зависит от производителя, можно заказывать спайсы из Китая, Соединенных Штатов Америки, из других стран, — поясняет Ардак Маратовна. — Их проще достать, поскольку делается это в основном через интернет, а сейчас практически у всех есть смартфоны. Причем с каждым годом молодеет аудитория употребляющих спайсы. Если традиционные наркотики употребляют те, кому 30 и больше лет, то курительные смеси ориентированы именно на молодежь от 18.

Действительно, нынешнее молодое поколение уже не представляет себе жизни без интернета и мессенджеров. Правоохранительные органы регулярно блокируют сайты, на которых совершенно в открытую предлагают купить спайсы и "скорость". Но они появляются вновь, как грибы после дождя. Чаще всего там указан мессенджер продавца и электронный кошелек, на который можно перевести деньги. После оплаты поступает сообщение о том, в каком месте человек может забрать свой заказ. И даже если удастся это отследить, то пойман будет потребитель, а не продавец наркотика. В октябре текущего года министр внутренних дел РК Калмуханбет Касымов выступил с предложением запретить на территории Казахстана киви-кошельки, поскольку это один из каналов, который используют наркодилеры.

— Сейчас мы специально работаем. К нам и в Нацбанк поступило поручение убрать Qiwi-кошельки, — рассказал министр республиканским СМИ. — Дело в том, что, в соответствии с Законом "О платежах и платежных системах", можно анонимно рассчитываться по сумме до 10 МРП. Мы считаем, что это неправильно, все должно быть только с именами. Поэтому мы остановим анонимную торговлю в интернете.

К синтетическим наркотикам неравнодушны и те, у кого большой стаж употребления. Эйфория от спайса больше, чем от каннабиноидов. Поэтому сейчас все чаще у пациентов наблюдается полинаркомания, то есть зависимость сразу от нескольких видов зелья. Как рассказывают сами наркозависимые, спайсами иногда можно "подлечиться", если нет возможности достать традиционное зелье.

В нашем отделении наркозависимые лечатся планово, — говорит Ардак Асетова. — Мы здесь выводим из ломки, с больными работают психологи. К нам приходят те, кому удалось избавиться от зависимости, разговаривают с пациентами, рассказывают о способах и методах реабилитации.

Те же, кому стало плохо от спайса, попадают в токсикологические отделения, поскольку у этого наркотика ярко выраженное действие. Как уже говорилось выше, он моментально распространяется в крови, вызывает дыхательную и сердечно-сосудистую недостаточность, может резко повыситься или, наоборот, упасть давление, то есть состояние у таких пациентов бывает крайне тяжелым, вплоть до остановки дыхания. И что, наверное, самое страшное — последствия чаще всего необратимы.

Группы риска

По словам Ардак Асетовой, на сегодняшний день аудитория, употребляющая спайсы, стремительно молодеет. Поступают юноши и девушки от 18 до 25 лет. Был случай, когда в областной наркодиспансер привозили несовершеннолетнего наркозависимого. Для работы с такими лицами действует подростковый кабинет.

Это люди, которые никогда не состояли у нас на учете, — с горечью отмечает врач. — Причем если раньше в группу риска попадали в основном малообеспеченные граждане, люди из неблагополучных семей, ранее судимые, то сейчас это вполне состоятельная молодежь, у которых абсолютно нормальные семьи.

И здесь дело опять же в том, что спайсы, на первый взгляд, это лишь развлечение сродни кальяну. "Золотая" молодежь стремится попробовать все, иногда не задумываясь о последствиях, которые могут оказаться самыми что ни на есть печальными.

Физическая зависимость от спайсов развивается несколько медленнее, чем от традиционных наркотиков, — продолжает Ардак Асетова. — Зато психологическое привыкание в разы быстрее. Человек уже просто не может жить без этого состояния эйфории, которое ему дают курительные смеси.

В областном наркологическом диспансере нам пояснили, что такое ломка — момент, когда наркоман не получает очередную дозу и физическая зависимость становится сильнее организма: начинается боль в мышцах и суставах, человек не может встать, у него могут быть судороги, насморк, слезотечение, красные глаза.

Мы попросили рассказать о симптомах употребления тех или иных наркотиков, чтобы родные и близкие вовремя могли увидеть опасность, которая угрожает их родственнику. Симптоматика во многом зависит от класса наркотиков, которые употребляет человек. Так, к примеру, при употреблении опиоидов зрачки сужаются, а под действием каннабиноидов, напротив, расширяются. Если же говорить о спайсах, то здесь у зависимого наблюдается резкая смена настроения, апатия, перерастающая в бурную активность, а иногда в немотивированную агрессию.

Человек может стать раздражительным, — объясняет врач-нарколог. — Он может быть либо слишком вял, либо чересчур активен, либо не спать совсем, либо проспать трое суток. Постоянно наблюдается заторможенность реакции. Дальнейшие последствия — это существенное снижение уровня интеллекта и памяти. Все это должно стать тревожным звоночком для близких людей. Если этот процесс не остановить, то он может стать необратимым.

В областном наркологическом диспансере можно пройти добровольный курс реабилитации. Его продолжительность зависит от того, в каком физическом состоянии находится человек, как работают его внутренние органы, как долго он употреблял наркотики, есть ли у него какие-то сопутствующие заболевания… Но шанс избавиться от зависимости есть у каждого.

Серафима Березовская