В ВКО в Голубом заливе демонтировали трубу — возможный источник загрязнения воды
Специалисты областного департамента экологии уверяют, что возможность несанкционированного сброса сточных вод в залив ликвидирована, но таинственный хозяин злополучной трубы так и не определен, передает корреспондент YK-news.kz со ссылкой на пресс-службу ведомства.
Напомним, что поводом для поиска подземных утечек фекальных стоков стала жалоба от жителей дачного поселка садоводческого товарищества «Мичуринец». В интернете дачники разместили снятые ими ролики, демонстрирующие протечку канализационной трубы, из которой грязная вода попадала прямиком в море, и о бездействующих очистных сооружениях, поросших кустарником и деревьями. Вопрос был поставлен на контроль акимом ВКО Даниалом Ахметовым.
После вышедшего в июле на сайте YK-news.kz материала на территории базы отдыха «Голубой залив», принадлежащей Кульжиян Уразбаевой, начались следственные действия по уголовному делу, после чего этим же вопросом занялась областная прокуратура.
— При первоначальном обследовании очистных сооружений 6 августа нашими специалистами было выявлено, что для работы пригодна только их часть, а емкости для отстоя были практически пустыми, — прокомментировали в пресс-службе департамента экологии ВКО. — Собственники очистных сооружений объяснили, что стоков еще не накопилось, и вообще их мало, поэтому и рабочих секций на очистных сооружениях всего две, а остальные семь не нужны и поросли кустарником и деревьями. Но, разумеется, все стоки поступают только на очистные сооружения и никуда больше! Позже выяснилось, что после начала досудебного расследования туда действительно начали перекачиваться стоки, но сброса очищенных вод в Бухтарминское водохранилище с сооружений так и не было зафиксировано. На бетонированные площадки для размещения осадков сточных вод было направлено лишь небольшое количество загрязненной воды. Поэтому департамент экологии не мог взять сброс на анализ, сравнить его с нормативами и применить к собственнику необходимые меры.
Такое положение вещей не соответствовало технологии очистки сточных вод и расчету объемов предполагаемого водоотведения. Не было и видимых следов слива на суше. Поэтому департамент экологии предложил алгоритм действий по поиску несанкционированного подземного или подводного сброса.
Тем временем поисками таинственной трубы занялись и сами жители, которым с помощью водолазов удалось обнаружить отводок, уходящий в залив далеко от берега (более чем на 60 метров в длину и на глубину около 16 метров). Место, где он заканчивается, к слову, так и не нашли.
— Специалистами ГКП «Оскемен Водоканал» с помощью трассопоискового оборудования была определена схема прокладки трубы от канализационного колодца, расположенного в непосредственной близости от КНС-2 системы водоотведения ИП «Уразбаева А.К.», — пояснили в департаменте. — Он связан с ней одной сетью, и идет до Бухтарминского водохранилища. На момент обследования задвижка в колодце была перекрыта, сброса зафиксировано не было.
Областная прокуратура сделала вывод, что найденная труба является безхозяйной, и приняла решение о ее демонтаже. Специалисты уверяют, что на сегодняшнмй день запорная арматура в колодце заблинована, возможность несанкционированного сброса ликвидирована.
— Верояность того, что канализационные стоки по обнаруженной трубе поступали в акваторию Голубого залива была, — прокоментировал руководитель департамента экологии по ВКО Дмитрий Кавригин. — Теперь возможность утечки устранена, и сточные воды будут неминуемо попадать на очистные сооружения. Собственнику очистных сооружений придется соблюдать технологию очистки и осуществлять сброс в соответствии с нормативами. Есть проект допустимых сбросов, в котором четко обозначено место разрешенного сброса, которое находится в значительном удалении от пляжей и дачного поселка и жесткие нормативы сброса, которые не превышают предельно-допустимые концентрации для водоемов рыбохозяйственного значения. С началом следующего сезона мы будем контролировать работу очистных соооружений, качество сброса и при выявлении нарушений привлекать собственника очистных сооружений к ответственности.
Мира Круль