4 тыс.
25 сентября 2021

Предприниматели ВКО против внедрения цифровой маркировки молочной продукции

Бизнесмены региона считают, что новшество не только принесет значительные траты производителям, но и весомо ударит по карману покупателей. По предварительным расчетам, после внедрения такого вида маркировки стоимость любимого многими молока может вырасти до 50 процентов! Тем временем в Центре развития цифровой экономики (ЦРЦЭ) уверяют: нововведение существенно не повлияет на розничную цену молочной продукции.

Защита от подделок и не только

Цифровая маркировка — межнациональный проект, действующий на территории Евразийского экономического союза. Маркируют товары с помощью нанесения специального двумерного матричного штрих-кода в форме квадрата или прямоугольника — DATA MATRIX. В нашей стране такая отметка сейчас наносится на меховые изделия и табачную продукцию. С 1 ноября текущего года она станет обязательной для обуви. Кроме того, в республике реализуются пилотные проекты по маркировке лекарств, товаров легкой промышленности, упакованной воды и безалкогольных напитков, а также алкогольной и молочной продукции. В обязательном порядке все вышеперечисленное планируется помечать цифровыми кодами начиная с 2022 года.

— Код DATA MATRIX является средством идентификации товара. Отсканировав его, можно получить информацию о сроке годности продукта, его производителе и другое, — пояснили в департаменте госдоходов по ВКО. — Главная цель цифровой маркировки — защита потребителей от контрафактной продукции.

Также, по информации ведомства, использование таких обозначений повысит конкурентоспособность участников рынка, увеличит доходы добросовестного бизнеса (в результате освобождения рынка от нелегальной продукции) и, в связи с переходом на электронный документооборот, облегчит процесс отчетности.

Однако некоторые предприниматели не разделяют оптимизма налоговых органов. Они считают, что новшество принесет больше проблем, в первую очередь — финансовых.

Опробовали в деле

От нашей области в пилотном проекте по внедрению цифровой маркировки молочной продукции участвует ТОО "Эмиль". Оператор — АО "Казахтелеком". 19 августа, по информации пресс-службы региональной Палаты предпринимателей, на производстве ТОО "Эмиль" проводился испытательный запуск оборудования, осуществляющего маркировку на линиях розлива молока и кефира.

— Ознакомившись с процессом, мы пришли к единому мнению, что в существующем виде он будет серьезно тормозить производство, — сказал директор Палаты предпринимателей ВКО Кайрат Мамырбаев. — Мы посмотрели, как осуществляется розлив и как отображаются коды. Оказалось, что они расположены в разных местах на упаковках, а иногда и по два кода на одной упаковке. Кроме того, в процессе срезки они зачастую обрезаются. Были и другие существенные замечания к процессу. В целом мы сочли результат неудовлетворительным. То есть их система не сработала.

В итоге было принято решение: ТОО "Эмиль" подсчитает все затраты, которые потребуется нести в связи с внедрением линии маркировки, и постарается определить, как  они повлияют на конечную стоимость продукции.

Дорогое удовольствие

В конце августа пилотный проект по внедрению системы цифровой маркировки обсудили на площадке региональной Палаты предпринимателей. В мероприятии участвовали представители молокоперерабатывающих предприятий Восточного Казахстана, владельцы продуктовых магазинов и сотрудники областного управления сельского хозяйства.

Директор ТОО "Эмиль" Анна Аберле озвучила расчеты по возможным затратам. При анализе будущих трат предприниматель учитывала расходы предприятия на покупку оборудования и программного обеспечения, непосредственно самой маркировки, оплату труда дополнительных сотрудников и плату оператору АО "Казахтелеком". Согласно подсчетам, только на выходе маркированной продукции с предприятия ее стоимость вырастет на 29 процентов!

— С этим результатом пилотного проекта мы с Палатой предпринимателей ВКО, Молочным союзом Казахстана, Ассоциацией предпринимателей пойдем в Министерство сельского хозяйства. Если государство не откажется от внедрения системы маркировки, мы должны рекомендовать, чтобы с ней скоординировали электронную систему счетов-фактур, виртуального склада и СНТ (сопроводительные накладные на товары – прим. автора). Либо пусть предоставляют финансовые средства. Моя задача была — показать, с какой стоимостью в итоге мы получим продукцию, внедряя этот проект, — пояснила Анна Эрвиновна.

По словам директора ТОО "Эмиль", 29 процентов — еще не максимум возможной накрутки. Ведь конечные реализаторы маркированной продукции тоже должны будут вложить свои средства, чтобы иметь возможность торговать ею. Им придется заменить кассовые аппараты на систему автоматизации процесса, оплачивать труд бухгалтера и дополнительного работника, который станет отвечать за прием маркированного товара. В итоге, по подсчетам участников встречи, стоимость продукции может вырасти до 40 – 50 процентов. К примеру, литр молока, который сегодня стоит 420 тенге, будет обходиться покупателям в 600 тенге!

Мнение продавцов выразил индивидуальный предприниматель Владимир Бердник:

— С января 2021 года мы добиваемся отмены маркировки сигарет в розницу. Тем временем  ее намерены ввести на молочную продукцию. Все расходы по рознице мы давно просчитали и на данный момент прекрасно понимаем: маркировка нам в респуб­лике не нужна! Мы стремимся сделать так, чтобы эту систему замкнули на оптовиках или на производителях. Иначе это грозит нам большой отчетностью и колоссальными затратами!

Бизнесмены опасаются, что еще больше ситуация обострится в 2023 году, когда закончатся налоговые каникулы. По информации областной Палаты предпринимателей, сейчас в продуктовых магазинах держат 20-процентную надбавку на молочную продукцию. Но по окончании налоговых каникул это станет невозможным, ведь никто не станет работать себе в убыток.

— Чтобы воспрепятствовать спрогнозированным событиям, бизнес-сообщество считает необходимым создать рабочую группу и участвовать в процессе на всех его этапах. В частности, когда оператор проекта привезет в ТОО "Эмиль" обновленное оборудование и начнет проводить следующие испытания. Кроме того, необходимо направить произведенные расчеты в Министерство торговли, Министерство сельского хозяйства, центральный аппарат НПП "Атамекен", АО "Казахтелеком" с тем, чтобы показать нагрузку на бизнес и конечного потребителя молочных продуктов. Этим займутся представители Палаты предпринимателей ВКО, — сообщили в пресс-службе Палаты.

Стоимость изменится не критично?

Тем временем в Центре развития цифровой экономики убеждены: нанесение кодов на молочную продукцию на ее розничной цене существенно не скажется. Специалисты ссылаются на опыт соседних стран — России и Беларуси, где уже внедрена цифровая маркировка на этот вид товаров. Там, по информации ЦРЦЭ, значительного удорожания молочки не произошло.

— Сейчас со стороны производителей молочной продукции наблюдаются некоторые опасения, связанные с маркировкой. И это понятно, так бывает при любом нововведении, — отмечает управляющий директор центра Нуржан Баекеев. — Поэтому мы предварительно проводим анализ рынка. Перед началом пилотного проекта мы произвели расчеты возможных затрат бизнеса.

По словам господина Баекеева, удорожание молочной продукции в связи с маркировкой не превысит 1,76 процента.

— Доля затрат на оборудование в конечной цене продукта обычно составляет всего от 0,06 до 0,15 процента. За последние пять лет среднегодовой темп роста стоимости молочной продукции без маркировки составлял от 6 до 13 процентов. Это говорит о постоянной тенденции роста. А внедрение маркировки и прослеживаемости товаров не окажет ощутимого влияния на конечную стоимость молочной продукции, — уверен управляющий директор ЦРЦЭ.

В Центре развития цифровой экономики уверяют, что государство не бросит производителей на произвол судьбы. Для них предусмотрена определенная поддержка, которая позволит обеспечить компенсацию от 50 до 80 процентов затрат на маркировочное оборудование.

К тому же предприниматели могут и вовсе не приобретать такие машины: коды маркировки разрешается наносить на упаковки через типографию. По данным ЦРЦЭ, это позволит снизить расходы молочников в 2,5 – 4 раза.

К слову, по информации пресс-службы ЦРЦЭ, в Министерстве сельского хозяйства назвали выводы о росте стоимости молока на выходе от предприятий-производителей на 29 процентов, а для конечного потребителя — до 40 – 50 процентов — преждевременными. Потому как пилотный проект еще не завершен. И обещали, что при проведении "пилота" будут учтены риски возможных последствий для бизнеса и потребителей.

Но, как говорится, поживем — увидим...

Дарья Хацанович