8.9 тыс.
16 июля 2022

Устькаменогорцы против продления учебного года в школах

Иллюстративное фото

В Казахстане вновь поднимают тему о том, что низкое качество образования в наших школах связано с тем, что дети слишком много отдыхают. Похоже, общество готовят к очередной реформе школьного образования. Озвучены даже конкретные сроки каникул — с 5 июня по 20 августа. Жители областного центра ВКО встретили эту новость крайне негативно, сообщает корреспондент YK-news.kz.

Опять двадцать пять?

Инициатива сократить летние каникулы в школах впервые прозвучала в феврале нынешнего года от бизнесмена Айдына Рахимбаева, основавшего сеть школ "Binom School". Главным аргументом предпринимателя стало то, что школьники за лето успевают забыть до четверти всей информации, полученной в течение учебного года. Эту инициативу сразу же осудила депутат мажилиса Ирина Смирнова, которая заметила, что для принятия такого решения следует изучить реальные причины школьной неуспеваемости, например, качество программы и квалификацию педагогического состава. Министерство образования зимой отделалось осторожным заявлением, что все аспекты необходимо анализировать. Корреспонденты YK-news.kz провели собственное исследование на эту тему, опросив учителей, директоров школ, психологов и медиков. Мнение наших экспертов было единогласным: в условиях современной казахстанской школы продление учебного года вызовет массу проблем психологического и организационного порядка, но едва ли даст тот эффект, на который уповают инициаторы.

Тем не менее похоже на то, что нас ждёт очередная сногсшибательная реформа. Вновь эту тему поднял 30 июня республиканский ресурс Tengrinews.kz со ссылкой на пресс-службу Национальной академии образования имени Алтынсарина. Как явствует из текста сообщения, тему сокращения каникул на республиканском уровне продолжает разгонять всё та же частная структура.

"Наша страна одна из тех стран, у которой количество недель в учебном году одно из самых маленьких — 34 учебные недели, — заявила управляющий директор "Binom School" Арайлым Магзумова. — При этом у нас одни из самых длинных каникул в мире — более 130 дней в году. Для сравнения, к примеру, в Израиле продолжительность каникул — 84 дня, в Южной Корее — 90 дней, в Японии — 102 дня. Исследования показывают, что дети после продолжительного перерыва забывают 25 процентов изученного материала. Поэтому мы предлагаем продлить учебный год в казахстанских школах до 38 недель — начинать учебный год 15 августа и завершать 5 июня. Или же если начинать как раньше, в сентябре, то продлить до 20 июня".

Аргументы управляющего директора практически слово в слово повторяют то, что высказывал зимой сам Айдын Рахимбаев. Новостью стало то, что озвучиваются уже конкретные сроки продолжительности учебного года.

"Я считаю, что уже с 20 – 25 августа дети должны выходить, действительно, две недели дети не могут втянуться в учебный процесс, — комментирует председатель Ассоциации среднего и дошкольного образования "Әділет" Динара Кудайкулова. — Мы предлагаем с 20 – 25 августа по 5 июня как минимум".

К слову, в данную ассоциацию также входят частные организации образования, в чьи интересы напрямую входит увеличение продолжительности учебного времени, за которое будут платить родители. Правда, на словах авторы таким своеобразным способом планируют снизить учебную нагрузку школьников.

— Мы знаем, что эксперты настойчиво предлагают увеличить продолжительность учебного года, — заявили в пресс-службе Минпроса. — Отметим, что такие предложения поступают на протяжении нескольких лет от экспертного сообщества. В том числе озвучиваются и предложения продлить учебный год до конца июня и начать в конце августа. Они приводят различные аргументы, в том числе международный опыт. Но в таком вопросе необходимо основываться не только на предложениях отдельных граждан, а на научных данных. Министерством изучаются все предложения, и решение будет принято только после всестороннего изучения, и прежде всего — в интересах детей.

И всё же настойчивость, с которой продолжает подниматься тема, заставляет опасаться, что всестороннее изучение может закончиться к августу. Может статься, что в новом инструктивно-методическом письме о преподавании основ наук в 2022/2023 учебном году мы увидим уже иную продолжительность учебного года и непривычные даты каникул?

"На Тау Ките условия не те!"

Новость о возможном продлении учебного года вызвала бурю комментариев в усть-каменогорских соцсетях. Только на нашей странице в Instagram отозвались 274 человека. Мы про­анализировали эти комментарии и не нашли ни единой реплики в защиту этой инициативы. Мнения горожан варьируются от взвешенно-аргументированных до эмоционально-нецензурных. Некоторые соображения наших земляков показались нам заслуживающими внимания. Комментарии приводятся с сохранением авторской орфографии и пунктуации.

Многие читатели замечают, что условия, в которых живут и учатся наши дети, не позволяют лишать их части летнего отдыха.

"Не надо сравнивать нас и развитые страны! — пишет пользователь под ником matteos_tessarion. — Там питание бесплатное, с соблюдением качества и количества порции, вкусная и овощи с фруктами дают. Начните с этой реформы! Наши дети в летний период хоть едят дома нормально! А с нашей экологией ... летом хоть на природе подышать могут воздухом".

"Ничего, что жара в июне до сорокА? — поддерживает irinaromashova6474. — Привет, тепловой удар! Или занятия, как зимой, отменять будем? Кому нужны эти бредовые идеи? Чтобы жизнь скучной не казалась?"

"Эти же эксперты не хотят сравнить условия в наших школах со школами тех же стран, которые они перечислили?! — возмущается margokern1903. — Например доски почти во всех школах такие, что не видно,что написано на доске, мелом пишем до сих пор! Туалеты давно видели в школах?! Про питание можно отдельный пост делать!!! Это всего касается – парты, стулья. Индивидуальные шкафчики просто отсутствуют в школах! По поводу продления на летнее, жаркое время. Где вентиляция в рабочем состоянии?!!!! Кондиционеры?!!! Для начала на это не хотите обратить внимание, а уж потом садить в классы летом! Ведь в классах в лучшем случае открывается одно окно, а вентиляция оставшаяся с советских времён, просто не работает, в классах душегубка!"

О снижении работоспособности в условиях летней жары высказались и сами ученики.

"Как то из-за карантина мы учились до 20 июня в 8 классе и это был ад, — делится пережитым abenovrustam. — Невозможно учиться летом, организм физически не воспринимал учёбу, все уроки весь класс смотрел в окно, хотя я был ударником и всегда за учёбу!"

Чему учат в школе?

Второй блок претензий наших земляков касается качества нынешних учебных программ. Тех самых, которые дети не успевают усвоить за отведённое время.

"Те, кто учился в советской школе на тройки, вполне могут сейчас работать учителями, настолько было качественное образование, — высказывает мнение ermekalkadyrov. — Дело совсем не в каникулах. Уберите из программы обучения ненужные предметы. И проявите уважение к педагогам, не принуждая их заниматься работами не относящимися к обучению. Дайте им спокойно работать с детьми".

Список предметов, которые устькаменогорцы считают лишними в школе, приводят многие пользователи.

"Для начала не пробовали разобраться с действующим составом предметов, — предлагает artem_headmaster. — Естествознание, самопознание, познание мира. По мне так это всё один предмет, который раньше назывался природоведение".

"Самое главное, уберите не нужные предметы, — присоединяется 3401liubov. — Познание мира, самопознание, религиоведение.... Без них было нормально учиться в школах. Справлялись география, биология... Где черчение в школах? Как учиться на архитектора?"

Следует отметить, что в этом вопросе некоторые шаги навстречу пожеланиям родителей Минпрос уже сделало. Нелюбимый подавляющим большинством учеников предмет "Самопознание" обещают оставить в качестве факультатива только в одном из классов. Правда, взамен программу собираются нагрузить другими курсами по "развитию компетенций". Как это будет выглядеть на практике, покажет всё то же инструктивно-методическое письмо.

Цели и средства

В связи с возможным продлением учебного года наши читатели задают вопрос о том, будет ли от него толк при нынешней материально-технической и методической базе школ.

"Зайдите в любую общеобразовательную школу и посмотрите лабораторию в кабинете физики, химии, — пишет margokern1903. — Там всё плачевно. Раз уж речь зашла о знаниях. Давайте начнем с учебников! Сколько там недочётов, ошибок! О каких знаниях может идти речь в наших чудо-школах!"

"Принцип доступности нужно соблюдать и в учебных программах и в учебниках, учитывать возрастные особенности учащихся, а потом уже что-то продлять!!!!!!!" — восклицает ninasirobokova57.

В комментариях часто звучит требование вернуть прежние образовательные программы, по которым учились сами родители. Пользователи напоминают, что с тогдашней программой они легко справлялись в рамках учебного года — без летних школ и репетиторов.

"Может, хватит бесконечно ориентироваться на запад? — пишет shktatyana. — Качество жизни от этого абсолютно не меняется в лучшую сторону!!! От того, что вы увеличите количество учебных дней, КАЧЕСТВО знаний учащихся ну никак не улучшится! Бесконечные реформы в образовании и медицине почему-то ведут к неуклонному снижению качества, с каждым годом всё хуже! Бизнесмен предложил, "специалисты" зааплодировали! Это что за беспредел-то?!"

Устькаменогорцы настроены весьма решительно. Целый ряд пользователей заявил, что не подчинится новым требованиям, если они будут приняты.

"Если все родители разом не пустят детей в школу то только тогда нас услышат и отменят этот маразм", — предлагает taniyaberkman.

Некоторые читатели даже высказали мнение, что новое издевательство над детьми может спровоцировать социальную напряжённость в обществе. Хотелось бы знать, понимают ли это творцы очередной "реформы"?

Ирина Плотникова