4.3 тыс.
10 сентября 2022

В ВКО молодых людей всё чаще привлекают к работе наркокурьерами?

В 2022 году полицейские области изъяли из оборота около трех килограммов синтетических наркотиков. Это несколько тысяч разовых доз, которые не попали в руки к потенциальным потребителям. А распространяют "синтетику" так называемые закладчики — курьеры нар­кодилеров, которые старательно прячут "клады" с веществами в лесопосадках, на пустырях, в "заброшках" и других безлюдных местах. Век курьеров на противозаконном поприще — короткий. Как правило, закладчики успевают проработать в наркобизнесе лишь три – четыре месяца. Потом они либо бросают черное ремесло, либо попадают в поле зрения полиции.

Закладчики как одно из явлений наркобизнеса появились в Восточно-Казахстанской области всего несколько лет назад. Наркокурьеры прячут свертки с наркотиками (преимущественно синтетическими) в скрытых от посторонних глаз местах, а затем передают координаты нахождения закладок конечным потребителям. 

— Один человек, так называемый кладмен, оставляет крупную закладку, — объясняет временно исполняющий обязанности начальника управления по противодействию наркопреступности ДП ВКО Руслан Кошкинчинов. — Эту закладку подбирает курьер и фасует ее на небольшие дозы, чтобы потом распространять по потребителям также путем закладок. В этой сети никто ни с кем напрямую не контактирует.

Если раньше закладчиков можно было встретить прямо во дворах многоэтажек, то теперь они стали умнее и переместились за город. 

— В жилых массивах они сейчас закладки не делают. Раньше могли оставлять товар во дворах, на клумбах и даже под подоконники крепили на магнитики. Сейчас такой практики нет, они знают, что во многих городах есть камеры. Поэтому закладчики уезжают за город: в частный сектор, на пустыри, на окраины, — уточняет сотрудник полиции. 

К слову, в 2022 году на территории ВКО задержали 27 закладчиков и кладменов. 

В 2018 году в нашем регионе из оборота изъяли не более 40 граммов "синтетики". В 2022 году полицейские конфисковали уже три килограмма наркотических веществ. Для понимания масштабов оборота "синтетики" стоит обозначить вес разовой дозы. 

Как пояснил Руслан Кошкинчинов, дозы продаются расфасованными по 0,3; 0,5 и 1,2 грамма. Если взять 0,3 грамма, то, как показывает практика, этого с лихвой хватит на троих наркопотребителей со стажем свыше 10 лет.

Чёрный бизнес 

— Работу наркокурьером люди находят на сайтах объявлений и в мессенджерах. Соглашаются те, кто гонится за легкими деньгами. Закладчики за неделю работы получают такую же зарплату, как работник завода за месяц, — объясняет сотрудник управления по противодействию наркопреступности ДП ВКО.

К работе закладчиками, как правило, привлекают молодых ребят в возрасте от 18 до 23 лет. Наркокурьер может найти объявление сам, а может получить приглашение со стороны работодателя, например, посредством рассылки. Но работодатель никогда напрямую не общается со своими курьерами. Он делает это через посредников, дабы сохранить анонимность. 

— Есть так называемые кураторы, — объясняет Руслан Нурланович. — Они нанимают курьеров, проводят инструктаж, а затем проверяют новых работников. То есть в первый раз закладчик может работать даже не с наркотиками. Ему могут дать адрес условной закладки, где будет лежать просто пищевая соль или сахар. Это делают для того, чтобы проверить, донесет ли курьер товар из точки А в точку В. Кураторы находятся на связи 24 на 7, переписываются с курьерами в основном через Telegram.

Если закладчик успешно проходит проверку, ему доверяют товар. Сначала курьер получает на руки небольшие объемы нар­котика. Но если его работа не вызовет нареканий со стороны работодателя, возможно дальнейшее продвижение по карьерной лестнице. 

— Есть понятие "ненаход". Это когда курьер сделал закладку, но конечный потребитель ее не нашел. Претензии в таком случае предъявляют тому, кто оставил эту закладку. Если "ненаходов" мало, курьер продвигается по карьерной лестнице. От мелкого закладчика, которому дают на руки максимум 20 граммов "синтетики", он может продвинуться до кладмена, который получает совершенно другой вес. Ему могут дать и полкилограмма и килограмм наркотика, — уточняет Руслан Кошкинчинов.

От количества "синтетики", которое курьер получает на руки, зависит его заработок. Например, в прошлом году в Усть-Каменогорске задержали мужчину, осуществлявшего около 100 закладок в день. Он передвигался на машине, и поэтому успевал быстро перемещаться из одних окраин в другие. Такая расторопность приносила наркокурьеру солидное вознаграждение. Но даже сверхприбыль не помогла закладчику избежать тюремного срока. 

Вот и сказочке конец? 

В нашей стране наказание за распространение наркотических веществ — более чем суровое. Согласно статье 297 Уголовного кодекса РК "Незаконные изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта, пересылка либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов", закладчикам грозит лишение свободы на срок от 10 до 15 лет с конфискацией имущества. 

— Закладчики успевают поработать в наркобизнесе максимум полгода. Но это прямо максимум. А так, как правило, три – четыре месяца. Потом они или отказываются от преступной деятельности, или их задерживают, — отмечает мой собеседник.

По словам специалиста, каждый закладчик на момент задержания осознает и понимает, что занимался преступной деятельностью. Однако далеко не каждый знает о том, насколько серьезное наказание грозит за эту самую деятельность. 

— В 2020 году мы задержали молодую закладчицу. Она сама была уроженкой Катон-Карагайского района, а в областном центре жила одна, в общежитии. Девушка успела накопить приличную сумму и хотела купить квартиру. Но после задержания все ее счета, естественно, были арестованы. Ее посадили на 10 лет, — вспоминает Руслан Кошкинчинов. — Поначалу при задержании она была спокойна. Но когда у нее начали изымать карты, начала плакать. Поняла, наверное, что заработанные деньги ей уже не помогут и она получит реальный срок.

Полицейский рассказал также о задержании группы закладчиков, в составе которой были три парня и одна девушка. Всем им было по 18 – 19 лет. Один из них начал работать курьером, а затем привел в наркобизнес остальных. Друзья жили на съемной квартире, а заработанные деньги тратили на дорогие гаджеты и одежду, подержанные машины. 

— Каждого осудили на 10 лет. Плакали все, кроме девушки. Она до последнего говорила, что к распространению наркотиков не причастна, — добавляет Руслан Нурланович. — Когда закладчикам оглашают приговор, они сами и особенно их родственники находятся в шоковом состоянии. Потому что десять лет для молодого человека — это почти половина жизни. Получается, лучшие годы он проведет в местах лишения свободы, — добавляет Руслан Кошкинчинов.

Цена вопроса

Почему, несмотря на вполне реальный риск, люди идут в наркобизнес? Могут ли они не знать, чем занимаются? И легко ли "уволиться" из наркокурьеров? 

Как объясняет Руслан Кошкинчинов, закладчики не могут не знать о том, чем они занимаются. На первых порах потенциальному курьеру могут сказать, что он будет распространять пищевые добавки, но затем для самого курьера все становится очевидно.

— Дело в том, что когда их берут на работу, им говорят, что это абсолютно безопасно. Якобы вероятность задержания минимальна, так как все происходит удаленно и курьеров нельзя вычислить, — отмечает специалист.

А для того чтобы курьеры как можно дольше не попадали в поле зрения полиции, работодатели даже оплачивают закладчикам командировки. 

— В целях конспирации к нам приезжают работать закладчики из других областей. Приведу простой пример. Живет парень по имени Коля. Ему 20 лет, он нигде не учится и не работает. Если он будет делать закладки в своем городе, станет покупать гаджеты и одежду, ходить в кафе, то есть активно тратить средства, заработанные преступным путем, его знакомые и родственники начнут задаваться вопросом: откуда у Коли деньги? — объясняет Руслан Нурланович. — Именно поэтому работодатели отправляют своих закладчиков в другие регионы. На первое время им выделяют своеобразные командировочные, чтобы курьер смог снять квартиру, питаться, оплачивать такси и так далее.

Но если распространитель все-таки попадется, его работодатель прервет с ним все контакты. 

Тут важно отметить, что сами курьеры никогда не работают на анонимной основе. Нанимаясь на работу в качестве закладчика, человек предоставляет работодателю полные анкетные данные, в том числе паспортные, и домашний адрес. 

— Если человек больше не хочет работать в наркобизнесе, его никто не будет удерживать. Но если у закладчика остались на руках наркотики и он не выполнил свои обязательства, ему будут угрожать. В Telegram есть каналы, где публикуют анкетные данные таких закладчиков и объявляют за них вознаграждение, — добавляет Руслан Кошкинчинов. 

Внимание на подростков

У закладчика нет определенного социального портрета. В грязный бизнес приходят самые разные люди. 

— Раньше мы предполагали, что наркокурьерами становятся выходцы из малообеспеченных и неполных семей. Те, кто рос без отца, кого мать воспитывала в одиночку и в семье постоянно не хватало денег, — рассказывает Руслан Нурланович. — Но на самом деле в нашей практике были случаи, когда дети из очень обеспеченных или благополучных семей были вовлечены в этот преступный бизнес.

Стать закладчиками могут даже подростки. 

— В этом году задержан один несовершеннолетний. На момент задержания ему было 17 лет, он учился в колледже. В прошлом году попались двое: один — житель Риддера, другой — приехал из Алматинской области, — продолжает собеседник. 

При этом работодатели просто не заинтересованы связываться с детьми. Ведь дети так или иначе находятся под постоянным контролем родителей. В зоне риска — молодые люди от 15 лет и старше. Поэтому Руслан Кошкинчинов советует родителям обращать пристальное внимание на то, где их подросшие чада проводят свободное время, прячут ли телефон от старших и совершают ли крупные покупки. 

— Каждый родитель знает, какой у ребенка бюджет на карманные расходы. Если у него вдруг появляются новые гаджеты, одежда и дорогие вещи, которые не вписываются в этот бюджет, нужно присмотреться, — рекомендует сотрудник полиции. 

Сами курьеры, как правило, "синтетикой" не увлекаются. Поэтому ждать дополнительных "звоночков" в виде странного или агрессивного поведения, свойственного наркозависимым, не стоит. Лучше ориентироваться на те признаки, которые перечислил специалист. 

— Для них это лишь способ заработать деньги, они боятся пробовать наркотики, боятся подсесть, — подытоживает Руслан Кошкинчинов.

Елизавета Седых