3 тыс.
24 ноября 2022

Директор «Таза Өскемен»: Если бы не наша техника, движение в городе было бы парализовано

Затяжной снегопад в очередной раз стал яблоком раздора между устькаменогорцами и службами, ответственными за зимнее содержание города. Дабы закрыть повисшие в воздухе вопросы, корреспондент YK-news.kz отправился на личную встречу с директором КГП «Таза Өскемен» Асхатом Таженовым и адресовал ему чаяния народа.

— За последние несколько суток у нас выпало более 40 сантиметров снега. И если бы в городе не было нашей техники, движение было бы парализовано, — начинает диалог директор КГП «Таза Өскемен» Асхат Таженов. — Последний такой снегопад в Усть-Каменогорске был в 2016 году. И тогда последствия этого снегопада были плачевны — общественный транспорт не ходил, трамваи встали и так далее. Сейчас ведь такого нет.

Руководитель предприятия отмечает: значимую роль в борьбе со стихией сыграла современная техника, которой на балансе города в далеком 2016 году просто не было. Да и единиц спецтранспорта у «Таза Өскемен» сейчас больше, чем в ту роковую для города зиму. Но, по словам собеседника, несмотря на «смягчающие обстоятельства», коммунальщикам пришлось как следует поработать.

— У меня некоторые водители по 20 часов просидели за рулем. И все для того, чтобы горожане смогли, несмотря на снегопад, доехать куда им надо. Я не говорю о том, что люди могли ездить с комфортом. И не говорю, что в городе идеальные дороги. Но доехать можно. И с начала снегопада не было ни одного такого случая, чтобы в городе кто-то куда-то из-за плохо очищенных дорог не добрался, — продолжает Асхат Муратович.

Однако некоторые жители Усть-Каменогорска, судя по отзывам в соцсетях, работой коммунальщиков остались недовольны. Кого-то, например, возмутило то, что техника по улицам распределялась неравномерно. Да и сами улицы коммунальные службы чистили неоднородно — где-то вдумчиво, до блеска и несколько раз в день, а где-то галопом.

— У нас есть основные транспортные магистрали. И есть второстепенные улицы, — объясняет Асхат Таженов. — Например, в Ульбинском районе основная магистраль, которая связывает весь город, — это проспект Назарбаева. Еще одна важная транспортная магистраль — это проспект Абая. Ну и проспект Шакарима. Если мы эти улицы не прочистим, движение в городе остановится. Ну просто встанет. И тогда второстепенные, небольшие улицы уже никого не будут беспокоить.

По его словам, магистралям коммунальщики уделяют наибольшее внимание. Техника туда заходит в большем количестве и чаще, чем на другие улицы. Кроме того, на магистрали отправляют самый новый, эффективный и современный спецтранспорт.

— Есть у нас и более старая техника. Она чуть помедленнее, но отремонтирована и готова к работе. Ее мы ставим на второстепенные улицы, — уточнил Асхат Муратович.

Собеседник добавил: работы по очистке дорог осуществляются одномоментно на всех улицах города, просто подход на разных по значимости участках — разный.

Еще одно распространенное обвинение, звучавшее в адрес коммунальщиков в социальных сетях в последние дни, — обвинение в бездействии. Речь о замечаниях про разъезжающую с поднятыми ковшами спецтехнику. Их Асхат Таженов также согласился прокомментировать:

— Да, очень часто нам пишут о том, что наши тракторы катаются с поднятыми ковшами и ничего не чистят. Но на каждые пять - восемь единиц техники есть контролирующий мастер, который сидит в головной машине этой колонны и следит за работниками. Если тракторы едут и ничего не чистят, это значит, что они едут на свой участок, возвращаются с участка, едут на обед или на дозаправку. Никто просто так по городу не катается. Что касается кратности уборки. По всем основным улицам, если взять прошедшие сутки, наша техника проходила примерно раз в час, — отмечает Асхат Таженов.

Директор предприятия уточняет: нормативы вовсе не требуют от коммунальщиков настолько регулярной уборки. Напротив, нормы, которыми руководствуются также и полицейские при оценке деятельности зимнего содержания города, довольно лояльны.

Так, после окончания снегопада на очистку магистральных улиц коммунальным организациям отводится четыре часа.

Остальные улицы, по которым ходит общественный транспорт, надлежит очистить в течение восьми часов. На уборку второстепенных улиц, по которым не ходит общественный транспорт, полагаются сутки. После очистки улиц и дорог идет очистка посадочных автобусных площадок и пешеходных зон. На это — еще двое суток. А если на улице наблюдается затяжной снегопад или другие неблагоприятные условия, нормы кратно увеличиваются.

— А еще бытует такое мнение, что мы должны песком подсыпать все дорожное полотно. Нет. Мы должны подсыпать перекрестки, пешеходные переходы, участки кольцевого движения, мосты и путепроводы. Все. Мы не должны подсыпать везде, — поясняет собеседник.

Асхат Таженов добавляет: работники предприятия, как правило, опережают нормативные сроки и не экономят подсыпку. Первостепенная задача — обеспечить безопасность на дорогах и тротуарах.

— Но мы, к сожалению, не всегда можем обеспечить комфортное перемещение пешеходам. Например, мы подсыпали какую-то зону во время снегопада. Через пять минут снег упал и люди его притоптали. Надо подсыпать заново. И так бесконечно, — напоминает специалист.

Он также уверяет, что предприятие не использует реагенты для подсыпки дорожного полотна.

— В подсыпке используется только песок. Почему где-то снег подтаивает? Во-первых, это плюсовая температура, которую вы все наблюдаете, и перепады температур. Еще снег часто подтаивает на перекрестках. Там стоят машины, и жар от двигателей идет, - разводит руками собеседник. — Реагентами или солью мы не пользуемся.

На вопрос о том, не планирует ли «Таза Өскемен» увеличить собственный парк техники, чтобы справляться с затяжными снегопадами эффективнее, директор предприятия отвечает отрицательно. Он объясняет, что существующей техники хватает для того, чтобы содержать город на достойном уровне. А обильные снегопады в городе случаются раз в несколько лет. И тратить огромные средства на покупку и содержание техники ради того, чтобы подготовиться к событию, которое случается раз в несколько лет, — нецелесообразно. По словам Асхата Таженова, в крайнем случае на помощь всегда можно призвать дополнительные силы.

— Когда возникают природные катаклизмы, мы найдем дополнительные ресурсы. Например, привлечем мелких субподрядчиков, обратимся к крупным городским предприятиям, — заключает директор «Таза Өскемен».

Елизавета Седых
Фото: Ирина Плотникова