2.1 тыс.
7 апреля 2013

Куплю жезл полицейский. Недорого.

Что изменится после того, как в Восточном Казахстане упразднят дорожную полицию

С апреля, если верить министру внутренних дел РК Калмуханбету Касымову, по всей стране будут расформированы управления дорожной полиции. Об этом главный полицейский страны поведал в ходе рабочей поездки по ВКО. На смену жолполовцам придут универсальные полицейские. Пилотный проект с одноименным названием уже протестирован в Павлодаре и Таразе. Теперь пойдем дальше, говорят реформаторы в погонах, поглядывая на остальные города.

- Готовьтесь, - сочувственно вздыхают их оппоненты, обращаясь к новым подопытным.

Хочу, как у них

Господин Касымов, как и подобает лицу первой важности, по долгу службы вынужден посещать иностранные державы. С целью обмена опытом. Так вот, универсальность МВД привезло из-за океана. По словам Калмуханбета Нурмуханбетовича, в Америке "не делят полицию на дорожную, патрульную или еще какую-то".

- Мы побывали за границей, там такого нет, - заявил он на встрече с общественностью Риддера. - Там полицейские универсальные, могут и автодорожную аварию оформить, и преступника задержать.

Поэтому для оптимизации было принято решение об объединении сил патрульной службы подразделений общественной безопасности и дорожной полиции.

Надо сказать, что эта идея преследовала министра, видимо, уже давно. Поэтому соответствующий пилотный проект был оформлен еще в прошлом году. Тогда же, в апреле 2012 года универсальность настигла органы внутренних дел Павлодара и Тараза. В экспериментальном порядке.

И как?

В пресс-службе департамента внутренних дел Павлодарской области нам охотно рассказали о результатах универсального опыта. Несмотря на то, что проект презентовали как новшество, перед личным составом УВД города поставили довольно тривиальные задачи - охранять общественный порядок, контролировать соблюдение и обеспечение безопасности дорожного движения, говорится в сообщении департамента.

Конкретно же изменилось то, что за порядок и дорогу теперь в городе одинаково отвечали как инспектора дорожной полиции, так и патрульные подразделения общественной безопасности. (Кто не знает, это такие камуфлированные пешие бригады, патрулирующие улицы города где-то после шести вечера.) Конечно, "новобранцам эксперимента" пришлось провести ликбез на тему особенностей законодательства РК по регулированию дорожного движения, отмечают в пресс-службе ДВД по Павлодарской области. Ну еще купить технику, автомобили, поставить дополнительные камеры видеонаблюдения, оснастить универсальных полицейских всеми необходимыми атрибутами.

Все это, по данным павлодарской полиции, по итогам годичного эксперимента снизило количество преступлений на улицах и в общественных местах Павлодара на пять процентов, дорожно-транспортных происшествий на девять процентов.

Ко всему, отметили в ДВД, благодаря универсальным полицейским "сократилось время прибытия на место происшествия автопатрулей до пяти минут, что способствовало своевременному пресечению правонарушений и повышению эффективности их раскрытия "по горячим следам".

О том, что эксперимент удался, должен свидетельствовать и социологический опрос, проведенный партийно озабоченной молодежью павлодарского филиала "Жас Отана".

- Молодежным крылом "Жас Отан" ПФ НДП "Нур Отан" ежеквартально проводились социологические опросы, по результатам которых 73 процента опрашиваемых респондентов отзывались о реформе положительно, 22 – отрицательно, 5 – воздержались, - прокомментировали в пресс-службе департамента внутренних дел Павлодарской области.

А мы против!

Свое видение эксперимента у представителей общественности славного града. По мнению лидера ОО "Павлодар - наш общий дом" Евгения Азарова, от перестановки слагаемых ситуация на дорогах не только не изменилась, но и стала значительно хуже.

- Теперь автолюбителей на дорогах останавливают все, кому не лень, - считает он. - Полицейские вообще не следят за движением, а следят за тем, кого бы оштрафовать, к кому бы придраться.

Евгений Григорьевич считает, что обещанная министром Касымовым реформа дорожной полиции привела к тому, что желающих постоять с жезлом на дороге стало намного больше, чем до эксперимента.

Аналогичного мнения придерживается и автолюбитель Андрей Кулиш, водительский стаж которого перевалил за сорок лет.

- Это же повторение ситуации, которая была в девяностых годах, - делится Андрей Иванович, - когда в какой-нибудь деревне участковый ставил на дороге под кустом столик и табуреточку и собирал мзду с каждого проезжавшего.

- То есть вы не верите в то, что американский опыт приживется у нас?

- Никогда! У нас менталитет не тот, понимаете.

Автолюбитель считает, что не стоит крушить то, что отработано долгими годами, и смешивать дорожную полицию с кем-то еще. У каждого, говорит Андрей Кулиш, должна быть своя задача, свое поле деятельности.

В департаменте внутренних дел ВКО нам сообщили, что, несмотря на успешный первый опыт, с проектом "Универсальный полицейский" в МВД РК пока решили повременить.

- Сейчас в министерстве изучают опыт Павлодара, - прокомментировал руководитель пресс-службы Бакытжан Торгаев. - Все моменты смотрят и взвешивают. Возможно, в апреле будет принято окончательное решение по данному проекту.

По словам представителей ДВД ВКО, эксперимент касается в первую очередь областных центров и крупных городов. И он не будет распространяться на участковых инспекторов полиции и узкие подразделения ОВД, такие как уголовный розыск.

Есть такая народная мудрость про дележку, что от бога, и складчину от лукавого. Вот вроде бы еще ничего не началось, а происки рогатого уже налицо. Сколько ни упраздняй жолпол, искушение жезлом слишком велико.  

Анастасия Куприянова