24.4 тыс.
13 апреля 2024

Около 200 бюджетных организаций ВКО лишились поставщиков электроэнергии

Фото: из архива редакции

В целях экономии драгоценных ресурсов Минэнерго и Минэкономики Казахстана решили устранить посредников на рынке электроэнергии. Но способ, каким это было сделано, поставил в тупик поставщиков и потребителей света. Что не так в решении правительства ликвидировать энергоснабжающие организации, разбирался корреспондент YK-news.kz.

Это присказка, не сказка...

Идея устранить посредников, которые закупают электричество у владельцев мощностей и сетей, а затем продают его потребителям, витала в Казахстане давно. В стране популярно мнение, что стратегические ресурсы должны контролироваться государством. Шаг в этом направлении был сделан летом прошлого года, когда в стране появился единый закупщик электроэнергии. Ранее все энергоснабжающие организации (ЭСО) закупали энергию непосредственно у производителей. Единый закупщик сформировал средневзвешенный тариф, по которому электроэнергия отпускается в настоящее время. Эта мера обосновывалась дефицитом энергии в стране и необходимостью взять под контроль рынок. Закупить энергию теперь можно только на портале расчётно-финансового центра.

Возможно, появление единого закупщика стабилизировало рынок. Но на наш неквалифицированный взгляд, лишение возможности приобретать энергию непосредственно у электростанций по договорной цене выглядит как появление ещё одного посредника. Тогда как заявлена была ровно противоположная задача — устранить все "прокладки" между производителем энергии и конечным потребителем.

Следующий шаг Министерства национальной экономики огорошил своей внезапностью и поставщиков, и потребителей. 29 марта 2024 года было объявлено, что в стране ликвидируются все ЭСО, которые не являются гарантированными поставщиками. Большинству жителей ВКО будет непонятно, что означает такое решение. Ведь подавляющее большинство бытовых потребителей вносят плату за электроэнергию при посредстве энергоснабжающей организации ТОО "Шыгысэнерготрейд". Именно она является в нашей области гарантированным поставщиком, чьи тарифы утверждает департамент Комитета по регулированию естественных монополий. При этом в ВКО существуют и другие ЭСО, о которых мало кто знает. Они напрямую приобретают электроэнергию у АО "ОЭСК" (бывший РЭК) и продают её, главным образом, бюджетным организациям.

По логике, которую озвучило МНЭ РК, предстояла ликвидация всех видов "прокладок" между региональными энергетическими компаниями и потребителями — как нерегулируемых мелких ЭСО, так и ТОО "Шыгысэнерготрейд". Чтобы абоненты оплачивали счета за свет непосредственно в региональных энергетических компаниях. Но не тут-то было.

Что ж так внезапно!

ТОО "Эксклюзив Энерго Групп" является той самой нерегулируемой ЭСО, которая действует на территории ВКО. В списке её потребителей порядка 120 бюджетных организаций, главным образом детские сады и школы Усть-Каменогорска, а также Глубоковского, Шемонаихинского, Уланского и других районов. Договор на энергоснабжение с этим ТОО имеют в Усть-Каменогорске, к примеру, Дом дружбы, детская музыкальная школа и училище искусств имени братьев Абдуллиных, городская поликлиника № 2, воинская часть, отдел образования Усть-Каменогорска, а также акиматы некоторых районов.

— В декабре мы заключили договоры о государственных закупках с рядом бюджетных организаций области, — рассказывает директор ТОО "Эксклюзив Энерго Групп" Ренат Жексенбаев. — 26 марта 2024 года мне пришло письмо от филиала АО "KEGOK" о том, что по поручению премьер-министра они хотят расторгнуть со мной договор, чтобы я не смог передавать электроэнергию по их сетям. По словам местных представителей "KEGOK", им поступило письмо из Комитета по регулированию естественных монополий (КРЕМ) о приостановлении с 1 апреля ранее выданных лицензий на деятельность по покупке электрической энергии в целях энергоснабжения. КРЕМ ссылается на поручение премьер-министра. Буквально на днях на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК в первом чтении были приняты поправки в Закон "Об электроэнергетике", которые исключают понятие "энергоснабжающие организации". Но министр энергетики попросил не принимать скоропалительных решений и оставить из 500 ЭСО, зарегистрированных в республике, только 34 субъекта — так называемых гарантированных поставщиков электроэнергии.

Предприниматель пояснил, что теоретически он не имеет ничего против того, чтобы передать своих потребителей единственному гарантированному поставщику в области — ТОО "Шыгысэнерготрейд". Но для этого требуется как минимум документ, на основании которого он мог бы расторгнуть существующие договорные отношения с потребителями. Потому что полученное им письмо не имеет юридической силы и не даёт законных оснований сделать это.

В то же время приобретать энергию для своих потребителей нерегулируемые ЭСО больше не могут. С 1 апреля для них закрылся доступ на электронный портал расчётно-финансового центра.

...сказка будет впереди?

Известие о том, что для них может наступить в буквальном смысле конец света, весьма встревожило бюджетников, имеющих договор с ТОО "Эксклюзив Энерго Групп". К примеру, в средних школах в апреле проходит МОДО (мониторинг образовательных достижений обучающихся) — своего рода промежуточный государственный экзамен для выпускных четвертых и девятых классов. МОДО проводится в электронном формате. Для него требуется интернет, а следовательно, стабильное напряжение в сети.

Аналогичные опасения несутся со всех уголков страны. Например, в Карагандинской области среди потребителей ликвидируемых ЭСО оказались промышленные предприятия и шахты. Вентиляция в шахте также зависит от электричества. А её отключение может привести к несчастному случаю.

Экономисты тоже встревожены скоропалительными действиями КРЕМ, в пожарном порядке "отменившего" все нерегулируемые ЭСО, которые обеспечивали порядка 76 процентов рынка электроэнергии в Казахстане. По их мнению, это решение вызовет массовые банкротства и целую череду судебных исков.

— Если государство выпустило нормативно-правовой акт, который выводит меня с рынка, я могу, ссылаясь на этот акт, в добровольном порядке расторгнуть договор с потребителями, а затем обратиться за возмещением убытков к государству, — поясняет Ренат Жексенбаев. — В настоящее время такого акта нет. Мы, как законопослушные граждане, просим наше правительство дать нам юридический документ, чтобы мы имели право на законном основании расторгнуть договоры государственных закупок.

В Национальной палате предпринимателей "Атамекен" подтвердили, что в сложившихся условиях у абонентов всех нерегулируемых ЭСО есть только один способ для расторжения договора — судебный.

— Если без оснований прекращается поставка энергии по договору о госзакупках, потребители — государственные учреждения должны подать в суд иск о признании ЭСО недобросовестным поставщиком, — комментирует директор Палаты предпринимателей ВКО Кайрат Мамырбаев. — Этот момент они не смогут обойти, просто обязаны это сделать.

Стоит ли говорить, что в результате будет разрушен не только бизнес, но и деловая репутация людей, которые, по сути, ни в чём не виноваты? Поэтому решения правительства уже начали оспаривать сами предприниматели, которых лишили бизнеса.

Экономический удар им также нанесён нешуточный. По правилам, все нерегулируемые ЭСО, приобретая энергию для своих потребителей, вносят пред­оплату. Вернут ли им эти деньги? К тому же авральное закрытие сотен предприятий по стране лишит рабочих мест огромное количество людей. Директор ТОО "Эксклюзив Энерго Групп" уже обратился с заявлением о нарушении правил конкуренции на энергетическом рынке в Генеральную прокуратуру РК. Аналогичные письма пишут владельцы отменённых ЭСО по всей стране.

Где деньги, Зин?

Сложившаяся ситуация тревожит тем, что сегодня, по сути, монополизируется рынок электроэнергии. Все потребители в императивном порядке передаются под крыло компаний, имеющих доминирующее положение, обеспечиваемое государством. При этом утверждённые ДКРЕМ ВКО тарифы на энергоснабжение в том же ТОО "Шыгысэнерготрейд" составляют для бюджетных организаций на этот год 61,002 тенге за киловатт/час (без НДС). Тогда как в ТОО "Эксклюзив Энерго Групп", например, они платили по договору порядка 34 тенге за киловатт/час.

Сразу встаёт вопрос о необходимости дополнительного финансирования из бюджета всех 120 организаций, ранее снабжавшихся ликвидированной ЭСО. В Шыгысэнерготрейде пока воздерживаются от комментариев о возможных размерах тарифов для вновь присоединяемых потребителей. Но едва ли они станут существенно ниже. Пока просматривается перспектива, что денег может понадобиться примерно вдвое больше. При формировании областного бюджета, а также бюджетов каждой отдельной организации эти средства заложены не были. Из каких источников их будут брать? И не возникнет ли в конце 2024 года во всех школах и детсадах выбор: оплачивать счета за свет или заработную плату работникам?

Казахстанские экономические эксперты всерьёз опасаются, что в результате этого внезапного решения страну может захлестнуть кризис неплатежей.

Следует заметить, что ликвидируемые ЭСО нашей области не выступают категорически против происходящих изменений. Они лишь указывают на то, что сам переход был сделан непродуманно. По их мнению, для безболезненного осуществления реформы следовало дать возможность поставщикам и потребителям доработать до конца года в рамках заключённых договоров. Или дать хотя бы месяц на заключение новых договоров. А не ставить ЭСО и их абонентов перед фактом в течение буквально двух дней.

Чем закончится эта попытка правительства скоропостижно поставить под контроль энергетический рынок Казахстана? Есть ощущение, что этот конфликт не разрешится скоро и безболезненно.

— Повсеместно энергоснабжающие организации обращаются в представительства "Атамекен", в том числе и в центральный аппарат для оказания поддержки и защиты прав, — комментирует директор Палаты предпринимателей ВКО Кайрат Мамырбаев. — Факт приостановления лицензии действительно требует дополнительного изучения.

Ирина Плотникова