7 тыс.
25 мая 2024

Кто наводит порядок на кладбищах Усть-Каменогорска?

С наступлением тёплых дней горожане традиционно навещают места вечного упокоения своих близких. У христиан это делается, как правило, в специальные родительские субботы, большая часть которых приходится на весну. Как правило, именно весной устькаменогорцы начинают поднимать вопрос о качестве ухода за погостами. Корреспондент YK-news.kz проехал по основным городским кладбищам и оценил их санитарное состояние.

Мусульманское кладбище в районе села Меновного находится в коммунальной собственности. В настоящее время оно закрыто для захоронения. Кто отвечает за его состояние на сегодняшний день, выяснить не удалось. Ни один из номеров, указанных на табличке у входа на кладбище, не ответил. На кладбище сравнительно чисто. Перед калиткой имеется небольшая куча мусора.

Коммунальное христианское кладбище в районе села Ново-Ахмирово является действующим на сегодняшний день. Оно выглядит захламлённым. Кучи мусора, собранного людьми в процессе наведения порядка на могилах, громоздятся перед воротами и по периметру ограды. В том числе они видны вдоль Алматинской трассы.

Коммунальное мусульманское кладбище в районе села Самсоновка на общем фоне выглядит прямо-таки образцовым. К нему ведет широкая асфальтированная дорога. Заасфальтированы также дорожки, разделяющие секторы. Места для складирования мусора помечены специальными табличками. Но даже там мусора было сравнительно немного. Это свидетельствует о том, что его регулярно вывозят и не допускают накопления.

В мусульманских традициях через год после погребения устанавливается мазар над могилой. По словам рабочих, этим занимаются сотрудники кладбища. Украшать захоронения искусственными цветами в исламе не заведено. Вероятно, поэтому основной мусор на мусульманском кладбище — строительный и древесная поросль, которую убирают, чтобы возвести мазар. К слову, на этом кладбище нам удалось без малейших поисков обнаружить мусорный контейнер.

На сторожке мусульманского кладбища имеется истрёпанный баннер с номерами телефонов подрядной организации, которая занимается обслуживанием. Это те же телефоны, что указаны на кладбище возле Меновного. Созвониться с подрядной организацией нам не удалось. Но состояние кладбища свидетельствует о постоянном уходе

Христианское кладбище в Шмелёвом логу (Степное) находится в частной собственности. Его содержит ИП Ермолаев А. И. Это кладбище устроено по принципиально иному образцу — без оградок вокруг захоронений. Это облегчает уборку, которая, по словам смотрителя, осуществляется ежедневно. О необходимости выносить мусор в специально отведённые места, напоминают специальные таблички.

По соседству с частным Степным кладбищем находится старейшее в Усть-Каменогорске Ушановское кладбище. О его возрасте говорит, в частности, то, что на нём похоронен друг Абая Евгений Петрович Михаэлис, который скончался в 1913 году. Это многоконфессиональное кладбище, где соседствуют православные, лютеранские, иудейские могилы. В отдельном секторе расположены мусульманские захоронения.

Сегодня Ушановское кладбище закрыто, но там до сих пор осуществляется подхоронение при наличии родственных могил.

Состояние этого погоста вызывает наибольшие нарекания у горожан. С одной стороны, он является одним из самых посещаемых, с другой — в силу его почтенного возраста там полно заброшенных могил с рухнувшими памятниками и проржавевшими оградками. Родственники похороненных там умерли или уехали.

Практика подхоронения привела к тому, что Ушановское кладбище давно превратилось в труднопроходимый лабиринт из оградок, кустов, деревьев и бурелома. Из этого лабиринта иногда затруднительно донести мусор хотя бы до дорожки. Часто мусорные кучи громоздятся на заброшенных могилах. Встречаются поваленные деревья изрядной толщины, которые прогнили и свалились прямо на могилы. Наш корреспондент фиксировал некоторые факты бурелома в прошлом году. В нынешнем мы можем с грустью констатировать, что убрать эти деревья никто даже не попытался.

В момент нашего рейда вдоль ограды Ушановского кладбища работала техника коммунального государственного предприятия "Таза ϴскемен". Погрузчик сгребал кучи, скопившиеся по краю дороги. Вывоз производили не менее трёх КамАЗов. Как пояснили нам коммунальщики, это уже вторая подобная уборка за весну. Первая проводилась до Родительского дня.

— Убираем вдоль дороги, это наша зона ответственности, — пояснил рабочий. — А вглубь кладбища наша техника не зайдёт. Если бы люди сами доставляли мусор до дороги, мы бы его убрали.

Единственный баннер с телефонами подрядной организации попался нам недалеко от православной часовни. Но на нём оказались контакты ИП Ермолаев А. И. — владельца Степного кладбища. Как пояснили нам на той стороне провода, этот баннер был актуален несколько лет назад, когда предприятие действительно осуществляло уход за погостом. Его не демонтировали до сих пор, чтобы людям можно было обратиться со своими вопросами хоть куда-нибудь.

Христианское кладбище на Аблакетке также находится в коммунальной собственности. Несколько лет назад жители района просили городские власти заасфальтировать улицу Станиславского, ведущую к погосту, потому что покойников растрясало на бесчисленных колдобинах. На сегодняшний день асфальт идёт не до верхних ворот, прерываясь на полдороге. Да и в тех местах, где он есть, попадаются глубокие ямы.

Возле тех и других ворот нами зафиксированы мусорные кучи, состоящие из традиционных венков, искусственных цветов и почему-то многочисленных картонных ящиков.

Главная проблема старых христианских кладбищ Усть-Каменогорска — это металлические оградки, установленные вокруг захоронений. Они затрудняют доступ в глубину погоста. Соответственно, не все люди утруждают себя тем, чтобы донести мусор, собранный на родных могилках, до помойки на выезде.

Созвониться с подрядчиком по телефону, указанному на баннере возле нижних ворот, чтобы узнать о том, кто осуществляет уход за погостом на Аблакетке, нам не удалось.

Христианское и мусульманское кладбище на Новом Примыкании (в районе Северного промузла) является частным. Его содержит коммандитное товарищество "Борисов и Ко". Здесь, так же как и на Степном, запрещено устанавливать оградки и сажать деревья. Благодаря этому кладбище, которое действует уже около 20 лет, не превращается в чащобу и лабиринт. Секторы разделены грунтовыми дорожками, вдоль которых попадаются небольшие кучи травы и потерявших вид цветов и венков.

— Мы вывозим мусор по мере заполнения, — рассказал администратор кладбища Олег Гончар. — Отведённые места есть, но многие люди не несут туда. Просто на обочину с могилок выносят, а мы убираем. У нас здесь попроще — дорог много. Летом скашиваем траву по краю дорожек, но не на самих могилках. Там это люди должны сами делать. Но за оплату наши рабочие могут скосить, подсыпать, ещё что-то сделать.

Комментарий от администрации нам удалось получить по телефону, указанному на баннере. Это актуальные контакты.

Подводя итоги нашего рейда, можно констатировать, что на большинстве городских кладбищ мы обнаружили следы работы того или иного подрядчика. Но кто эти подрядчики и как с ними могут связаться люди, в некоторых случаях для нас осталось тайной. Попробуем разрешить её с помощью городского акимата.

Ирина Плотникова
Фото автора