4 тыс.
1 сентября 2024

Как выглядит инклюзивное образование?

Фото: из личного архива Натальи Миреевой

У 32-летней Натальи Миреевой редкая профессия переводчик жестового языка и сурдопедагог. Девушка курирует студентов с самыми разными диагнозами: глухота, ДЦП, эпилепсия, сложные формы сколиоза. В ее группах есть и глухонемые ребята, те, кто передвигается на костылях и инвалидных колясках. Наталья помогает парням и девушкам понять учебный материал и… друг друга. Как это выглядит на практике узнавал корреспондент YK-news.kz.

Последние 11 лет Наталья Миреева работает сурдопедагогом в Усть-Каменогорском колледже сферы обслуживания. Здесь реализуется инклюзивное образование. В колледж могут поступить парни и девушки с ограниченными возможностями. Какие бы ни были у них особенности развития тут помогают студентам усвоить учебу и найти друзей. Именно это входит в обязанности Натальи. Таких редких специалистов в колледже всего двое.

Наталья присутствует на занятиях, где есть студенты с нарушениями слуха, и переводит на жесты весь учебный процесс.

— Когда я еще училась в школе, увидела видеоролик о глухонемых людях, — вспоминает собеседница. — Меня это впечатлило, захотелось как-то помогать им. Уже тогда я подумала, что в будущем буду работать с неслышащими людьми. В университете училась на дефектолога, а на третьем курсе выбрала узкую специализацию — работа с людьми с нарушениями слуха.

В вузе девушка активно изучала жестовый язык, а также прошла в клубе "Арман" специальное обу­чение. Когда получила диплом, устроилась работать в колледж сурдопедагогом. В то время начинало активно внедряться инклюзивное образование.

Вместо иностранного

В кругу Натальи не было ни родных, ни знакомых с нарушениями слуха. То есть девушка научилась жестовому языку “с нуля”.

— Сперва было сложно: пальцы показывали жесты заторможенно и неуклюже, — говорит Наталья. — Но научиться можно всему и в любом возрасте, было бы желание. Это как выучить иностранный язык. Мне было 20 лет, когда я освоила дактили, обозначающие буквы, и жесты, которыми можно показывать слова и фразы. 

Насыщенная жестовая практика началась, когда девушка трудоустроилась в колледж. Здесь требовалось не просто общаться со студентами, но и доносить до них учебный материал. То есть нужно было самой вникнуть, разобраться в теме, а потом суметь объяснить на жестах.

— Это задача со звездочкой! — смеется специалист. — Преподаватель словами объясняет тему, а я параллельно показываю материал жестами для неслышащих студентов. Я должна разбираться и в мебельном производстве, и в особенностях работы компьютера, и в парикмахерском искусстве. Если кто-то не понял, останавливаю учебный процесс, еще раз уточняю у преподавателя детали и снова объясняю на жестах. Так удается добиться полного понимания той темы, которую студенты проходят на занятии.

К концу рабочего дня у нашей героини устают и руки, и язык: пальцы постоянно показывают жесты, а ртом Наталья проговаривает весь учебный материал, ведь многие студенты читают по губам. 

С чистого листа

В прошлом учебном году в колледже обучались 24 особенных студента, из них 10 с нарушениями слуха, 14 с другими ограничениями по здоровью (эпилепсия, ДЦП, проблемы с опорно-двигательным аппаратом, зрением, сахарный диабет). В зависимости от выбранной специальности, в одной группе могли учиться студенты с самыми разными диагнозами.

— Мне кажется, это правильно, что группы смешанные, — рассуждает сурдопедагог. — Чаще всего ребята привыкают взаимодействовать лишь со "своими" (например, глухонемые обычно общаются только между собой), а тут, в колледже, им приходится выйти из привычной зоны комфорта. И это хорошо, это всегда рост, развитие.

Педагоги колледжа проходят специальное обучение по инклюзивному образованию. Преподавателей учат находить подход к особенным ребятам. Психологи и соцпедагоги проводят тренинги, игры на общение и сплочение коллектива. Всё это вкупе дает эффект сближения.

— У многих наших студентов судьба складывалась непросто: кто-то был на домашнем обучении, у кого-то пробелы в знаниях, кто-то не смог найти друзей, — поясняет ситуацию наша собеседница. — Наш директор всегда говорит учащимся: "Неважно, что у вас было до колледжа. Здесь вы можете всё начать с чистого листа. Вы можете стать отличником, найти верных друзей, открыть себя с новой стороны". Мне кажется, это очень правильные слова.

Стать командой

Наталья хорошо помнит свою первую группу. В ней было 15 человек, и все с особыми образовательными потребностями: восемь с нарушениями слуха, остальные семь с другими диагнозами. Как привести всех к общему знаменателю?

— Сначала нужно адаптироваться самой, — улыбается Наталья. — Познакомиться со всеми студентами, узнать возможности каждого. Сентябрь - октябрь — время, когда все присматриваются и привыкают друг к другу.

С ноября начинается обу­чение жестовому языку. Хотя многие студенты просят об этом гораздо раньше.

— Бывают ли конфликты? Конечно, не без этого. Обычно случаются недопонимания, которые могут перерасти в обиды, — объясняет специалист. — К примеру, ребята разговаривают и смеются между собой, а неслышащему студенту может показаться, что смеются над ним. В моей практике было много ранимых и чутких студентов. В таких случаях нужно обязательно вмешаться в процесс, разъяснить ситуацию. Важно показать, что у людей могут быть десятки причин для смеха и улыбка совершенно не связана с обиженным человеком. Как правило, если быстро расставить все точки на i — конфликта не происходит и обид не остается.

В инклюзивных группах очень много добрых, отзывчивых ребят. Когда они начинают понимать друг друга, общаться это становится началом настоящей верной дружбы. Вместе ходят в кафе, отмечают праздники. Приятно наблюдать, как глухонемые студенты помогают слышащим ребятам с ДЦП подниматься по ступенькам. Все выручают друг друга, и разношерстная масса превращается в чуткий коллектив.

Каждый год в колледже обычно есть студенты, которые передвигаются на инвалидных колясках. И здоровые ребята всегда помогают им преодолевать ступеньки.

Долой стереотипы!

— Что самое сложное в моей работе? Понять учебный материал самой и суметь объяснить студенту, — говорит Наталья. — Что самое интересное? Видеть, как ломаются стереотипы. Те, кто в сентябре еще не понимал друг друга, к маю становятся друзьями. Между глухими и слышащими людьми возникают истории любви. Независимо от пола, люди выбирают ту специальность, по которой в дальнейшем действительно хотят работать. К примеру, в нашем колледже можно получить пять специальностей — токарь, мебельщик, парикмахер, оператор ЭВМ, швейное производство. Но не надо думать, что в парикмахеры идут только девушки. Нередко этому мастерству успешно обучаются и парни. А в группе мебельщиков, вопреки расхожему мнению, у нас благополучно училась представительница слабого пола. И этой весной она уже получила диплом. Вот за этим в моей работе очень интересно наблюдать и делать выводы. Спасибо инклюзивному образованию: не только я учу студентов, но и они меня — тоже!

Ирина Краскова