72.1 тыс.
14 ноября 2024

Мрачная действительность: в ВКО перевод времени негативно отразился на сфере торговли

Многие продавцы начинают сворачивать торговлю раньше из-за короткого светового дня
Фото: Елена Бредихина

Инициатором и защитником "часовой реформы" выступило Министерство торговли и интеграции. Логично предположить, что именно сфера торговли должна была выиграть от этого шага. Однако наш опрос показал иную картину, передает YK-news.kz.

Ольга живёт на пособие по инвалидности. Подспорьем для неё является производство и продажа продуктов с дачного участка. Небольшое количество заготовок семья Ольги специально делает в расчёте на то, что их удастся продать с лотка на рынке в те дни, когда с деньгами в семье будет совсем худо.

— У нас в результате огромные потери в прибыли, — жалуется женщина. — К нам люди просто не успевают. Приезжаем мы на рынок рано, но люди в будние дни идут по утрам на работу, а не на базар. Обычно до пяти вечера мы ещё спокойно торговали на улице. Теперь вынуждены сворачиваться с трёх часов дня, потому что становится темно. Наше рабочее время заканчивается до того, как люди идут с работы. Фактически к нам успевают только домохозяйки и бабушки. Но бабушки сами делают заготовки, им наши консервы не нужны.

В аналогичном положении находятся и те, кто торгует на рынке в крытых павильонах. Салиха продаёт мясо уже много лет. По её версии, так плохо, как сейчас, дела не шли никогда:

— Мы вообще до шести работаем. Но уже в пять часов никто не заходит. На улице темно, никто на базар не идёт. Я теперь меньше мяса выношу на продажу. Оно же долго лежать не может. Раньше за день целую говяжью тушу могла продать. А сейчас хорошо если половину.

Света держит классический магазин "у дома", куда можно выскочить в халате и купить всё, что нужно: от хлеба, мяса и бакалеи до носков и детских игрушек. Казалось бы, такой магазинчик не должен страдать от нехватки покупателей. К тому же по соседству находятся три школы. Ребятишки всегда забегали по дороге из школы, чтобы купить фастфуд, газировку или сладости. Теперь картина изменилась и здесь.

— В четыре часа уже темно, дети домой бегут скорее, — констатирует хозяйка. — Люди старшего возраста тоже на улицу не выходят по вечерам. Бабушки вообще по темноте стараются не ходить. Выручка упала, наверное, процентов на сорок.

Такая же картина наблюдается и в крупном продуктовом магазине, который торгует в режиме 24/7. Елена уже десять лет работает в отделе, где продают самые ходовые продукты: хлеб и "молочку".

— Я не знаю, с чем это связано, но отток покупателей есть, — признаёт Елена. — И в будни, и в выходные. Причём меньше стало покупателей всех возрастов. И детей, и пенсионеров, и людей среднего возраста. Реально всех. Раньше у нас были свои "часы пик", когда люди шли с работы. Сейчас этого потока нет. Все домой торопятся. У кого-то детки маленькие, где-то со школы встретить надо, куда-то отвести. И эти покупатели не приходят в другое время. Если человек работает с восьми до пяти, как он придёт утром или днём? Товарооборот падает.