822
6 декабря 2024

Изменились государственные стандарты в сфере образования

Фото: из архива редакции

Современный мир меняется очень быстро. И адаптироваться к новым условиям сложно и взрослым, и детям. Последним — в особенности, так как и сам несовершеннолетний индивид находится в процессе формирования как физически, так и интеллектуально. Обеспечить безопасный доступ ко всем формам познания стало основной  целью новой реформы образования.

В последние несколько десятков лет сфера оказания образовательных услуг претерпела немало серьезных метаморфоз. Реальностью стало дистанционное обучение, появилась масса альтернативных учебных пособий и разнообразных образовательных технологий, разительно изменилось учебное оборудование и даже сами здания школ.

Вместе с тем, как показала действительность, нововведения в школах не всегда безоговорочно безопасны для детей. К примеру, пластиковые окна, повсеместно устанавливаемые в школьных зданиях, обеспечивают тишину, упрощают процесс уборки и выглядят эстетично. Но в последнее время в стране участились случаи выпадения из таких окон оставленных без присмотра детей.

Или вопиющий случай с футбольными воротами, убившими десятилетнего школьника из Астаны в прошлом году, который буквально всколыхул общественность. После этой трагедии в СМИ обнародовали не менее шести фактов, когда спортивное оборудование стало причиной травм, а в отдельных случаях и гибели детей. После масштабных проверок руководство отрасли пришло к выводу: менять следует не только оборудование, но и сами стандарты, согласно которым оно устанавливается.

С 1 июля нынешнего года в силу вступили новые требования к государственным стандартам в сфере образования. Как изменились образовательные стандарты, пояснили специалисты Казахстанского института стандартизации и метрологии.

Качественное обучение для всех

Во-первых, к единым нормативам привели дистанционное обучение. Новая форма проведения уроков возникла во время карантина в годы пандемии коронавируса, но с тех пор отечественные педагоги оценили ее удобство в определенных условиях, например, в морозные дни, в которые раньше занятия вообще отменялись. Но до сих пор к «удаленке» не предъявлялось четких требований, и каждый преподаватель разрабатывал и проводил дистанционные занятия, как бог на душу положил. С введением ГОСО этот процесс унифицировали, а кроме того, такой формат значительно расширил сферу обучения.

— Дистанционное обучение предлагает уникальную возможность обеспечить доступ к образованию максимально большому количеству людей, включая тех, кто испытывает сложности с доступом к традиционным образовательным услугам в офлайн-формате вследствие утраты мобильности  или финансовых проблем, — отметила  Бахытгуль Байхожаева, заведующая кафедрой стандартизации и сертификации ЕНУ имени Л. Н. Гумилева. — Новый стандарт призван способствовать развитию и постоянному совершенствованию этого сегмента, чтобы сделать дистанционное обучение максимально эффективным.

Обновлены требования к услугам неформального обучения, а проще говоря, к электронным учебным пособиям, курсам и учебно-методическим комплексам, являющимся альтернативой традиционному образованию офлайн с использованием бумажных носителей информации.

К единому стандарту  приведены требования к школьным тетрадям. При этом учитывалось все: от качества бумаги до линовки и полей. Это  сделано для того, чтобы на рынок ученического инвентаря попадала только качественная продукция.

Удобство и чистота

Согласно новым стандартам изменились также требования к школьным санузлам.

Теперь обязательным условием функционирования школьного здания являются санузлы, расположенные внутри него. Бегать в туалет на улицу опасно не только для здоровья, но иногда и для жизни.

Безоговорочное требование — наличие специально оборудованных туалетов для маломобильных членов школьного коллектива на каждом этаже.

Внутри туалетной комнаты также предполагаются обязательные новшества: гигиенический душ или биде, бесконтактные водопроводные краны и кнопки для смыва, антивандальная сантехника и электросушилки для рук.

— Основных целей было две, — пояснила Самал Кайликперова, главный специалист департамента разработки стандартов РГП «КазСтандарт». — Установить минимальные требования к проектированию, строительству и эксплуатации санитарных узлов в школах. А также обеспечить безопасность, удобство и доступность для всех учащихся, включая детей с ограниченными возможностями.

Безопасность — наше всё

Новые требования появились к охранной сигнализации и системам наружного наблюдения. Уже с нового учебного года каждая школа должна иметь в арсенале пульты центрального наблюдения, куда стекается видеоинформация со всей школы, а также различного рода извещатели, с которых эта информация поступает.

Кроме того, особое внимание в реформе ГОСО было уделено безопасности спортивного инвентаря. В частности, воротам для футбола и гандбола, для которых теперь обязательным стало прочное крепление, предотвращающее падение на людей, а также непременное скругление углов и граней.

Оконные рамы, согласно новым стандартам, непременно должны иметь так называемые детские замки. Это устройства, не позволяющие детям самостоятельно открыть створку и предотвращающие выпадение ребенка из окна.

— Менять требования необходимо, — убеждена Елена Фирсова, директор Восточно-Казахстанского филиала РГП «КазСтандарт». — Потому что владение информацией и повышение уровня знаний сейчас являются непременным условием успешной самореализации человека, а это предполагает расширение сферы образования, введения новых способов обучения и технологическое разнообразие. Стандарт предлагает унификацию, то есть условия, при которых человек, получивший знания любым из возможных способов, будет конкурентоспособен. И, конечно же, при этом он не должен пострадать. Поэтому соответствие школьного оборудования стандартам — это залог безопасности наших детей в процессе обучения.

Мира Круль