3.3 тыс.
18 января 2025

В нескольких медучреждениях ВКО вводят обязательную идентификацию пациентов

В многопрофильной клинике «Вита-1» нам продемонстрировали процесс идентификации пациента
Фото: Елена Бредихина

Цифровое подтверждение личности пациента с августа действует в поликлиниках столицы, а в наших краях его с нового года начали осваивать пока только несколько медучреждений. Тем не менее Министерство здравоохранения планирует внедрить новшество на постоянной основе в первом полугодии 2025-го. С чем предстоит столкнуться пациентам, выяснял корреспондент YK-news.kz.

Исключить приписки

Не секрет, что каждый прием пациента в амбулаториях страны фиксируется Фондом социального медицинского страхования (ФСМС) и другими контролирующими организациями. Но иногда получается, что гражданин, открыв свою страницу в приложении «Damumed» или на портале eGov.kz, вдруг видит отчет о посещении врача или медицинской процедуре, хотя в указанное время в больницу не обращался. 

Кто-то просто проигнорирует странную запись, если вообще ее увидит. А кто-то, возмущенный столь откровенной ложью, сообщит о приписке. И тогда учреждению, допустившему нарушение, прилетит изрядный штраф. К слову, по данным медицинской статистики, таких приписок в прошлом году обнаружилось более сорока тысяч. И чемпионами по ним стали наши соседи — область Абай. 

Со слов медиков, чаще всего приписки — не что иное, как результат сбоя в программах. Придет человек на прием, а система не открывается, потому что зависла (согласитесь, очень распространенная ситуация). Участковый или узкий специалист, конечно, прием проведет, записав всю информацию на листке бумаги. На следующий день программа заработает и данные в нее внесут, но отобразится прием уже не той датой, в которую состоялся фактически. И получится «приписка». И поди докажи, что все было сделано по закону, а виновата проклятая техника, которая у нас на грани фантастики! Но это проблемы, как говорится, узкоспециальные и рядовых пациентов не касаются.

Как бы то ни было, дабы наши доблестные врачи получали деньги только за фактически проведенные консультации и процедуры, наверху придумали фиксировать присутствие пациента на приеме с помощью цифровой идентификации — по биометрическим данным либо с помощью специального кода, отправляемого на сотовый телефон. И именно это новшество обещают ввести в ближайшие полгода на территории всей страны.

Как работает цифровая идентификация

В областном центре уже начали осваивать инновацию. Несколько медучреждений с 10 января работают с использованием электронного подтверждения личности. Одним из них стала многопрофильная клиника «Вита-1», где нам и продемонстрировали весь процесс.

— Мы сами выразили желание поучаствовать в пилотном проекте, — сообщила руководитель клиники Рая Рахимова. — Все равно идентификацию введут обязательно, так лучше, чтобы мы с инновацией быстрее освоились. Есть масса вопросов, конечно, но мы думаем, что все они со временем найдут свое решение.

Итак, перед приемом терапевт или узкий специалист в обязательном порядке должен провести идентификацию. Выполняется она двумя способами — с помощью цифрового документа в мобильном приложении или посредством программы распознавания лиц Face ID.

Вот примерный ход действий в первом случае:

  1. пациент на своем сотовом телефоне должен открыть на выбор приложения «eGov mobile», «Halyk» или «Kaspi.kz»;
  2. во вкладке «Цифровые документы» необходимо нажать на иконку «Открыть доступ» либо «Предъявить документ», в результате чего приложение сгенерирует шестизначный код;
  3. этот код пациент должен сообщить врачу, он внесет его в медицинскую информационную систему — и получит доступ к истории болезни.

На тот случай, если у пациента старая модель кнопочного телефона, на которую невозможно установить приложение, существует второй способ доказать контролирующей системе, что человек на приеме присутствовал. Пациенту необходимо всего лишь предстать перед веб-камерой, подключенной к компьютеру врача. Камера сканирует лицо и сравнивает его с изображением из Государственной базы данных «Физические лица» (там есть изображения всех граждан Казахстана, которые получали удостоверения личности или проходили биометрию). Такая идентификация наверняка знакома читателям, поскольку давно используется в банкоматах и картоматах. Этот способ особенно удобен для людей забывчивых или до сих пор не знающих, что в поликлинику обязательно нужно брать паспорт или удостоверение личности.

— На случай если пациент ни в какую не желает проходить сканирование (а такие у нас бывали), в системе пока предусмотрена кнопка «отказ от идентификации», — пояснила Рая Жангалиевна. — Я говорю «пока», потому что мы не знаем, сохранится ли эта функция, когда электронное подтверждение личности станет обязательным для всех. При этом прием все равно проведут и все назначения сделают. Но будьте готовы, что вам могут позвонить из контролирующей организации, чтобы уточнить, действительно ли вы были в амбулатории в такой-то день.

Нюансы

Начнем с того, что инновация касается исключительно застрахованных пациентов, как граждан нашей страны, так и иностранцев — резидентов Казахстана. Последние, получая вид на жительство, также оставляют свой образ в государственной базе данных, и следовательно, могут быть опознаны программой Face ID.

К тому же идентификацию будут требовать только в медицинских организациях, функционирующих в системе ОСМС. На стационары или частные клиники, не работающие под контролем Фонда социального медицинского страхования РК, эта процедура не распространяется. Зато идентификация понадобится тем, кто придет в СВА на прием к психологу или обратится в травмпункт.

Подтверждение личности с помощью Face ID или кода не нужно при вызове врача на дом. Там будет достаточно показать удостоверение личности.
И наконец, дети до 16 лет не будут подвергаться сканированию, поскольку их внешность еще не зафиксирована в государственной базе данных. Это временная мера, возможно, что позднее для детей будет введена идентификация посредством кода.

Не без проблем

Притом что порыв ликвидировать приписки, несомненно, благороден и заслуживает уважения, пока трудно определить, чего больше в нововведении в отечественную медицину — плюсов или минусов.

Со слов непосредственных участников процесса основную тревогу вызывают сложности, которые могут возникнуть и уже возникают по техническим причинам.

— Мы в работе используем не менее десятка различных систем и баз данных, — посетовала медсестра Татьяна, работающая в одной из городских поликлиник. — Компьютеры у нас не самые мощные и часто не справляются с такой нагрузкой. А тут еще одна программа. Может произойти так, что система зависнет, а карточка больного без идентификации не откроется. Будем снова в Word набирать, чтобы сохранить потом. И опять получится нарушение.

Системная ошибка не позволила идентифицироваться Лидии, пришедшей на очередной скрининг в амбулаторию по месту жительства. Программа со скрипом приняла продиктованный ею код, но не отобразила данные о приеме. Через сорок минут мучений с зависшей системой ошибку удалось устранить благодаря четкой работе службы технической поддержки.

— Сейчас мы не можем говорить о стопроцентном обеспечении наших поликлиник веб-камерами, — отметила также Рая Рахимова. — По двум причинам. Во-первых, на них нужны деньги, и немалые. А до сего года такой статьи расходов у нас не было. Когда-то купили восемь камер, и вот теперь с этими восемью работаем. Скорее всего, в первые месяцы мы в основном будем идентифицировать людей посредством кодов. Во-вторых, необходимо наших докторов научить всем этим пользоваться. Ну, за них я не особо переживаю, они у нас все обучаемые, быстро освоят.

В декабре прошлого года Министерство здравоохранения закупило 15 тысяч камер. Это позволило обеспечить оборудованием для идентификации 30 процентов амбулаторий и СВА по всей стране. Как будут выходить из положения остальные 70, правительство пока не решило.

Бесплатно, но не бесконтрольно

Более строгие требования с начала нынешнего года стали предъявляться и к идентификации пациентов, получающих бесплатные лекарственные препараты. 

В данный момент аптечный пункт по выдаче бесплатных медикаментов многопрофильной клиники «Вита-1» работает с электронными рецептами. Чтобы получить лекарства, пациент должен идентифицироваться, зайти в электронное приложение «eGov mobile» на своем сотовом телефоне, в раздел «Социальный кошелек», где отображается рецепт. Фармацевт сканирует QR-код, расположенный там же, и выдает препараты. При этом пациент не должен предъявлять какие-либо документы и писать от руки расписку в получении. В этой части процедура стала проще и быстрее.

А вот получить лекарства для неходячего родственника или подопечного стало в разы хлопотнее.

— Ранее по заявлению человека, который относится к категории маломобильных граждан, я сама могла подписать разрешение на получение их (бесплатных лекарств – прим. ред.) от его имени для социальных работников или родственников, — рассказывает Рая Рахимова. — К разрешению прилагались копии удостоверяющих личность документов. С ним люди шли в аптеку и спокойно забирали препараты. У нас были списки для сверки, кто за каким нашим пациентом закреплен. Раньше у нас так получали лекарства даже те, кто просто, оставаясь прописанным на участке, уезжал жить к детям, например. Теперь им придется либо самим приходить за рецептом или в аптечный пункт, либо оформлять доверенность на третье лицо в нотариальной конторе.

К слову, очень многих горожан волнует вопрос: почему, притом что с нового года рецепт на бесплатные лекарства выдается только в электронном формате, пациенту все равно необходимо записываться на прием и стоять в нескольких очередях, чтобы забрать заветный пузырек или блистер. Все дело в том, что при выписке бесплатных лекарств в медицинской базе открывается страничка «Дневник состояния пациента». Там должна отображаться информация, что именно в этот день человек был у врача, его физическое состояние было оценено доктором, и об этом сделана соответствующая запись. Иначе рецепт нельзя выписать или продлить. Система просто не позволит это сделать.

— Один раз в три месяца продлить рецепт может и медсестра, но запись все равно должна быть, — подчеркнула Рая Жангалиевна. — Это государственные деньги, ничего удивительного, что им положен такой строгий учет.

Подводя итог, следует отметить, что все нововведения в нашей медицине по умолчанию призваны облегчить нашу жизнь. Другое дело, когда благие намерения мостят дорогу в ад с виснущими программами и недостатком необходимого оборудования, крадущими время и нервы врачей и их подопечных. Но с известными трудностями поначалу сталкиваются все новаторы. Насколько долго отечественная медицина будет приспосабливаться к условиям функционирования в «цифре», покажет только время. Остается уповать на то, чтобы переходный период не затянулся на годы.

Мира Круль