9 тыс.
18 января 2025

Художник из Усть-Каменогорска мечтает создать в городе парк с динозаврами в натуральную величину

Виктор Калинин

Скульптуры Виктора Калинина знакомы многим жителям областного центра. Художник творил мультяшных героев для парка «Металлург» и аистов, красующихся возле фонтана перед ТД «Центральный». Изготовил 12 фигур восточного гороскопа, которые окружали главную елку на площади, и яркие елочные шары, ставшие новогодним декором улиц города. Среди его работ — фигуры Гринча, Деда Мороза и Снегурочки, Древо цветов для площади Республики и другие арт-объекты.

Место силы

Мастерская Виктора Калинина располагается в подвале одной из городских многоэтажек. С улицы ее очень сложно приметить — практически ничего не указывает на то, что внутри обычного, бесцветного и типового здания скрывается штаб-квартира самого настоящего художника. 

— Вот уже пятнадцать лет я прихожу сюда каждый день, без выходных, — рассказывает Виктор. — Если не пишу картины, то что-то грунтую. Если не грунтую, то делаю наброски.

В центре мастерской стоит бильярдный стол. Тут и там лежат какие-то инструменты, материалы, банки, кисти и холсты. А на стенах — работы Виктора. Яркие, сочные и залитые солнцем пейзажи. Портреты, выполненные карандашом. Наброски уже законченных работ. А еще наброски, которые пока не удостоились чести попасть на холст. 

Виктор предпочитает работать в жанре живописи. 

— Мое любимое направление — это работы со смыслом. Такой сюрреализм. Но не совсем сюрреализм, как у Сальвадора Дали, где все исключительно символичное. А чтобы было еще что-то реальное, — поясняет собеседник.

Однако Виктор никогда не ограничивал себя какими-то рамками. Он постоянно пробовал и продолжает пробовать что-то новое. Художник изготавливал барельефы и витражи, писал иконы и создавал венецианскую штукатурку, делал бюсты и скульптуры из бронзы и других материалов, занимался реставрацией скульптур. 

И если говорить про скульптуры, то большинство жителей Усть-Каменогорска встречали его работы на городских улицах. Например, в текущем году главную елку на площади Республики обрамляли проволочные фигуры двенадцати символов китайского гороскопа. 

А парк «Металлург» уже не первый сезон украшают скульптуры мультяшных персонажей.

К слову, в одиночку воплощать такие проекты очень сложно. Поэтому Виктору нередко приходили на помощь его сын Елисей Калинин и скульптор Евгений Непьянов.

— В изготовлении скульп­тур для города не сильно много творчества, там скорее умение работать с формой, — уточняет художник. — Есть сложности технического плана. Они преодолимые, и с опытом становится все проще и проще.

Виктор добавляет: большую часть скульптур для города он выполнил из стеклопластика. Это довольно сложный в обращении материал. Он выделяет ядовитые пары, поэтому необходимо работать в защитной маске. Но в итоге получается абсолютно безвредное и очень устойчивое к воздействиям внешней среды изделие.

Кроме того, стеклопластик дает большой простор для фантазии и позволяет изготавливать даже крупные и сложные формы. 

— У меня есть большая мечта и идея — сделать в городе парк динозавров в натуральную величину. Мне под силу это воплотить, — делится Виктор. 

Риск по любви

В сферу искусства Виктор Калинин пришел осознанно, но не сразу. И в этой сфере герой уже 28 лет. До того, как стать свободным художником, он преподавал боевое искусство ушу. А еще мужчина трудился на заводе в качестве модельщика. 

— Все металлические детали, которые изготавливают на заводе, делают сначала из дерева. Один в один. Этим занимается модельщик. Это редкая и умирающая профессия, — поясняет собеседник. 

Осваивать профессию пришлось с нуля и практически без посторонней помощи. Виктор вспоминает, как он искал на складах завода старые чертежи и часами изучал модели, разбирался во всех процессах и их нюансах. И смог достичь в этом деле неожиданного успеха. 

— Оттуда я ушел в свободное плавание. Все говорили: «Ты дурак или как? У тебя хорошая зарплата, хорошие условия». Но я все равно бросил профессию и обрек семью на голод, потому что поначалу никто не знал, получится ли у меня зарабатывать творчеством, — смеется мужчина. — Ну вот есть призвание. А у меня было даже не призвание, а зов. Была жажда писать картины.

Сперва Виктор снял небольшое помещение и открыл собственный художественный салон. Но дело не пошло, а арендодатель поднял цену. Пришлось переехать в помещение поменьше. А потом всё, по словам художника, и вовсе заглохло.

Но, несмотря ни на что, он продолжал писать картины. И со временем у него появились заказчики, в том числе постоянные. Одни работы отправлялись в частные коллекции, становились подарками или дополняли домашние интерьеры; другие — заказывали для украшения общественных пространств, например, Виктор писал картины, делал скульптуры и барельефы для одного из крупнейших областных университетов. 

Сейчас художник продолжает работать сам, а для реализации крупных проектов привлекает коллег и друзей. Также Виктор преподает живопись взрослым. 

— Когда мы учим кого-то, мы обучаемся сами, — уверен мой собеседник.

А на вопрос о том, каждого ли можно научить рисовать, он отвечает утвердительно: 

— Любого можно научить рисовать. Есть принципы, есть законы. Если плотно заниматься, человек поймет, что такое рефлекс, что такое тень, полутень, тон и полутон. Это он сможет понять в итоге. Но с цветом сложнее.

По словам Виктора Калинина, если человек не чувствует цвета, обучить его этому практически невозможно. Как и невозможно привить ему творческое видение мира при отсутствии такового. 

Такое неуловимое вдохновение

— Мне не нравятся 80 процентов моих работ. Чаще всего бываю доволен этюдами, которые рисую с натуры, — признается Виктор.

В поиске красивых мест мужчина может весь день бродить по полям, лесам и горам. 

— Всем нужны Белуха, степь с юртами, поле. А меня больше вдохновляют какие-то маленькие уголочки. Например, интересная коряга, корни, мох, камни. Мне именно такое нравится. И какие-то масштабы не привлекают, хотя я и такое рисую, — отмечает художник. — Я могу слоняться весь день и не найти то, что меня цепляет. Вокруг все будет красиво: речка, елки, ущелья. Меня все это будет радовать. Но для картины не подойдет.

Он показывает работу, на которой запечатлен деревянный перекошенный дом, утопающий в зелени. На заднем фоне сильные и стройные деревья, на переднем — высокая трава. 

— Это дом сторожа на Рахманах. Самый кривой дом, который я в жизни видел. Он кривой во всех направлениях, завален туда и сюда, — говорит Виктор Калинин. — Вот он меня зацепил.

А главным источником вдохновения для художника является свет. 

— Есть такой момент, когда солнце еще не совсем упало, но скоро окончательно уйдет за горы. Промежуток очень короткий, и его надо ухватить. И в этот промежуток самые красивые краски. Просыпается азарт запечатлеть это. Это как охота, — рассказывает собеседник. 

И тут же акцентирует, свет и тени — это то, что интересует художника в первую очередь. Именно они передают объем и характер, оживляют плоские изображения. 

— Мне нравится рисовать портреты. Я предпочитаю рисовать их с натуры, но все просят нарисовать портрет по фотографии. При этом приносят фото, на которых нет объема. Где лицо снято фронтально, в лоб, да еще и со вспышкой. Тут хоть плачь, — продолжает мужчина. — Люди пытаются выглядеть на фото идеально, но в результате не читается никакой живости.

Также Виктор вдохновляется какими-то событиями из жизни, разговорами, художественными произведениями и воспоминаниями. 

— У меня есть картина «Писем больше не будет». На ней — почтовые ящики. Когда-то письма получали именно так. Ждали их, проверяли ящики. А теперь ими никто не пользуется, — объясняет Виктор. — Вот такое воспоминание из детства. 

А иногда картины возникают буквально из ниоткуда. Являются результатом неуловимых мыслей, эмоций и спонтанного движения руки. 

— Чиркаешь что-то на бумаге, и образ начинает формироваться. Потом его дорабатываешь, — раскрывает свои небольшие секреты художник. 

Он признается: пройти путь от идеи до картины очень сложно. И особенно сложно, когда после завершения работа не соответствует тому образу, который изначально появился в голове. Но усилия окупаются, а разочарования забываются, когда картины встречаются со своими зрителями. 

— Если художник не будет делиться своим творчеством, он перегорит, — считает Виктор. — Самый ценный для меня момент, когда у моей картины плакал человек. Это лучшая похвала для художника, когда картины трогают зрителя.

Оставаться в балансе

— Чем я обычно занимаюсь? Курю. Опять курю. Пишу картины, — смеется Виктор Калинин. — В этой мастерской вся моя жизнь. Ну могу еще иногда просто так слоняться, могу биль­ярд покатать.

Про свою деятельность он говорит: «Я не тружусь — я творю». Однако тут же добавляет, что он не уходит с головой в свободное творчество. Приличная часть его работ — коммерческие, выполненные на заказ. Таким образом художник зарабатывает себе на жизнь. 

— Самое тяжелое в коммерческих заказах — это не выполнение работ в какой-то сложной технике, не физические какие-то аспекты. Самое сложное — делать что-то, что совсем не вызывает интереса, — поясняет Виктор. — Но тут художник должен влюбляться в задачи. Искать в них что-то для себя интересное.

В противном случае работа не удовлетворит ни автора, ни заказчика. 

Пока Виктору Калинину удается успешно держать баланс между творчеством и заработком. А значит у нас есть все основания для того, чтобы надеяться увидеть его новые скульптуры на городских улицах, а новые картины — в музеях. 

Елизавета Седых
Фото Елены Бредихиной и из личного  архива Виктора Калинина