В Казахстане семья бойца дважды получила от поисковиков известия от погибшего деда
Следы Сейдахмета Жасымбаева затерялись в самом начале Великой Отечественной войны. Мать долго не верила в его гибель и продолжала искать сына. Но его захоронение было обнаружено только через 69 лет. Ещё один след бойца отыскался в год 80-летия Победы. Невероятную историю о солдате, дважды подавшем весть о себе из-за последней черты, рассказали поисковики.
Без вести пропавший
Войну Сейдахмет Жасымбаев встретил, служа в рядах Рабоче-Крестьянской Красной армии. На срочную службу он ушёл в октябре 1939 года. Тогда парню из колхоза «Ойтал» Меркенского района Джамбульской области было 25 лет. До армии Сейдахмет успел жениться, но семейная жизнь не задалась. Дома его ждала только мама.
В июне 1941 года, когда немецко-фашистские войска без объявления войны напали на Советский Союз, Сейдахмет сражался в составе 3-й общевойсковой армии РККА, сдерживая наступление врага в Белоруссии, на границе в районе города Гродно. Под Минском армия попала в окружение, прорваться из которого смогли очень немногие. По сути, армия перестала существовать, и позже её сформировали заново.
Боец из Южного Казахстана был в числе тех, кто сумел выйти к своим. Сохранился документ с фамилиями четверых солдат, которых отправили при переформировании из 18-го учебно-пополняющего полка в 5-ю стрелковую дивизию. В этом списке фамилия и имя казахского воина искажены. Он значится как Ахмед Джасимбаев. Такое часто случалось в годы войны, когда фронтовые писари, иногда не слишком грамотные, записывали имена на слух. И всё же можно достоверно утверждать, что 31 октября 1941 года наш герой был ещё жив.
Часть, в которую он был направлен, — 5-я стрелковая дивизия — воевала в составе 52-й армии на Северо-Западном фронте. В конце 1941 года она вела бои под Новгородом, в районе Волхова и Старой Руссы. С декабря Сейдахмет Жасымбаев числится пропавшим без вести. Так было и в 1952 году, когда мать бойца Жауке Джасыбаева (так значится в докладной записке военкома — прим. ред.) обращалась в Меркенский райвоенкомат, пытаясь узнать что-нибудь о судьбе сына. Бедная женщина так никогда и не узнала о том, где он лежит. Выяснить судьбу солдата удалось только в XXI веке усилиями поисковых отрядов из России и Казахстана.
Находка и новые загадки
Отряд «Поиск» из Иванова ведёт раскопки на местах боёв Великой Отечественной войны уже 35 лет. За это время они обнаружили и перезахоронили останки 362 советских бойцов. В 2025 году поисковики вели раскопки в Новгородской области. У деревни Подберезье они обнаружили ложку, на которой было выцарапано имя Сейдахмета Жасымбаева.
Участникам поискового отряда было известно, что деревня Подберезье с 1941 года находилась под немецкой оккупацией. В январе 1944 года начались наступательные операции с целью окончательного снятия блокады Ленинграда. Составной частью этих действий была Новгородско-Лужская операция, в составе которой сражалась 3-я общевойсковая армия. Как мы помним, в ней воевал наш герой летом 1941 года. Наступление началось 14 января, 17 января освободили Подберезье, а 20 января — Великий Новгород. 27 января была полностью снята блокада Ленинграда. Эта победа открыла череду триумфальных наступательных операций Советской армии, которые продолжались весь 1944 год.
Ивановские поисковики предположили, что казахский воин погиб в ходе Новгородско-Лужской операции. Но могло ли получиться так, что Сейдахмет продолжал сражаться два года, не подавая весточки в родной аул? Не исключалась и такая вероятность. В неразберихе тяжёлых боёв и отступлений письма часто терялись.
А возможно, кровопролитные декабрьские бои 1941 года и впрямь могли стать последними для нашего героя. В донесениях той поры тысячи бойцов были отмечены как «без вести пропавшие», особенно в случаях, когда подразделение теряло связь или откатывалось без возможности собрать списки погибших. Если Сейдахмет погиб или был тяжело ранен в 1941 году, то его вещь могла перейти к товарищу по дивизии. Такой «вторичный владелец» воевал дальше — и оказался с ложкой под Новгородом в 1944 году.
Или Сейдахмет находился на излечении в госпитале и не хотел волновать маму тяжёлым ранением? Возможно, он попал в госпиталь без сознания и без документов. А потом информация о том, что он выжил, не вернулась в военкомат. Выздоровев, боец возвратился в 3-ю армию и действительно погиб лишь в 1944 году в Новгородской области.
А могло быть и так, что ещё в 1941 году Сейдахмет с кем-то «махнул не глядя». Существовал в Красной армии военных лет такой ритуал. Солдаты наудачу обменивались тем, что лежало у них в карманах. Часто там оказывался такой необходимый предмет, как ложка. На войне солдат без ложки — как без оружия. Два фронтовых товарища, меняясь, закрепляли дружбу. Они верили, что будут жить и воевать вместе. Из-за этого обычая поисковики нередко находят именные предметы, которые принадлежали одному бойцу, а в бою оказались у другого. Поэтому обнаруженная в Подберезье ложка с фамилией Жасымбаева может хранить как его личную историю, так и судьбу его товарищей.
Неожиданный поворот
Ивановские поисковики обратились за помощью к своим казахстанским коллегам — волонтёрам павлодарского отряда «Майдан жолы», который с 2012 года занимается выяснением судеб погибших солдат Великой Отечественной и поисками их семей. Командир отряда «Майдан жолы» Александр Шитов кинул клич по всем областям Казахстана. Его письмо пришло и в нашу редакцию. Ведь могло так случиться, что родственники солдата уехали из родного аула в Южном Казахстане и проживают сегодня совсем в другой области.
Но поиски неожиданно оказались очень короткими, а их результат — почти невероятным.
— Мы начали поднимать архивы, и оказалось, что таким солдатом мы уже занимались, — рассказывает Александр Шитов. — Выяснилось, что в 2021 году кировский поисковый отряд, работавший в Ленинградской области, нашёл санитарное захоронение 1941 года. Там лежали несколько бойцов, спешно похороненных в условиях боя. Останки опознать и передать родным нет возможности — они были смешаны. Но был медальон, по которому установили личность одного бойца — Сейдахмет Жасымбаев, который числился без вести пропавшим.
Казахстанские поисковики ещё тогда отыскали членов семьи погибшего солдата. Его внучатый племянник Сагит Жасыбаев и сегодня живёт в Астане. А спустя три года — новая весть от дедушки с фронта, долетевшая через года.
Получается, что Сейдахмет после переформирования попал на Северо-Западный фронт и погиб под деревней Дубовик в декабре 1941 года. Деревня Подберезье, где была найдена ложка, расположена всего в 60 километрах от места захоронения бойца. Выходит, что ложку он мог просто потерять. А потом она случайно оказалась в том месте, где два года спустя вела кровопролитные бои армия, где наш солдат начинал свою службу? Совпадение почти невероятное. Или же туда два года спустя с боями дошёл друг, с которым Сейдахмет махнулся ещё в 1941-м? На фронте и не такие чудеса случались.
Бесценная реликвия с именем предка будет передана семье бойца. Николай Куприянов, нашедший ложку, и заместитель командира отряда «Поиск» Иван Харитонов готовятся к поездке в Казахстан.
Ирина Плотникова
Фото предоставлены отрядами «Поиск» и «Майдан жолы»