Миграционная служба Усть-Каменогорска ответила на самые частые вопросы граждан о замене документов
У каждого из нас периодически возникают ситуации, связанные с заменой или изготовлением документов. Обстоятельства могут быть различными: украли/потеряли/забыли вовремя поменять/нужны новые и срочно. Мы попросили сотрудников отдела миграционной службы прокомментировать частые вопросы наших читателей.
Если человек потерял удостоверение личности или паспорт, что ему необходимо сделать в этой ситуации? Нужно ли обращаться в полицию и там писать заявление об утере?
Айгуль
Достаточно обратиться в ближайший ЦОН и там подать заявление об утрате документа. Обращение в полицию не требуется, если нет подозрения на кражу, пояснили в отделе миграционной службы Усть-Каменогорска.
А если документы украли? У меня пропало портмоне, а там было и удостоверение, и водительские права...
Данияр
Если документ украли — нужно сначала подать заявление в управление полиции (улица Кабанбай батыра, 152), там получить справку и затем уже обратиться в ЦОН для восстановления документов.
После рождения ребенка я сильно поправилась и коротко подстриглась. Теперь каждый раз в аэропорту и просто в госучреждениях при предъявлении документов у меня удивленно спрашивают: "На фото — это точно Вы?" Могу ли я досрочно заказать новое удостоверение и паспорт, если моя внешность сильно изменилась? Какие еще причины берут во внимание при замене документов?
Татьяна
Да, Вы можете заказать новые документы. При подаче заявления в ЦОН нужно указать причину — изменение внешности.
Согласно Правилам оформления, выдачи, замены, изъятия, уничтожения удостоверений личности и паспортов граждан Республики Казахстан, человек может досрочно заменить удостоверение личности или паспорт до истечения срока действия в следующих случаях:
- Изменение персональных данных:
- изменилась фамилия, имя или отчество (например, после регистрации брака, расторжения брака, смены имени);
- изменился пол;
- изменились данные о дате или месте рождения (внесены исправления в акты гражданского состояния). В этом случае нужно предъявить документ, подтверждающий изменение данных (свидетельство о браке, справку из рагса и т. д.).
- Изменение внешности: если внешность человека значительно изменилась (например, после пластической операции, травмы, изменения веса, стрижки, цвета волос и т. д.), допускается досрочная замена документа.
- Повреждение документа.
Если удостоверение личности РК или паспорт РК:
- сильно изношен;
- порван;
- испорчен водой или другими веществами;
- не читается часть данных.
Также в случаях, если произошла потеря или кража документов или была допущена ошибка в данных (например, опечатка в имени, дате рождения и т. д.), — документ можно заменить досрочно. Такая замена производится по желанию гражданина, заявление подается в ЦОН.
Если срок действия документов подходит к концу, за сколько времени ДО дня истечения срока действия нужно заменить удостоверение личности?
Зарина
Подать заявление можно за один - два месяца до окончания срока действия удостоверения личности или в течение 10 календарных дней после истечения этого срока.
Гражданам, которые получают удостоверение личности по достижению 16-летнего возраста, нужно подать заявление в течение 10 календарных дней после исполнения 16 лет.
Если срок действия моего удостоверения личности истек, на меня наложат штраф?
Альтаир
Использование удостоверения с истекшим сроком действия — это административное правонарушение (статья 492 Кодекса РК "Об административных правонарушениях"). За это предусмотрена следующая ответственность:
- предупреждение — при истечении срока действия удостоверения личности РК свыше 10 дней, но менее месяца;
- штраф в размере 7 МРП (в 2025 году это 27 524 тенге) предусмотрен при истечении срока действия удостоверения личности свыше одного месяца.
Мой отец — после инсульта, лежачий, вообще не встает. Срок действия его удостоверения личности скоро закончится, но прийти в ЦОН он физически не может. Заказать новый документ по доверенности нельзя, как быть?
Гаухар
В таких случаях можно оформить услугу на дому. Для этого достаточно подать заявление через единый контакт-центр госкорпорации "Правительство для граждан" по номеру 1414. Сотрудники отдела миграционной службы при необходимости выезжают к гражданину на дом для документирования на удостоверение личности или паспорт РК.
Сколько стоит сейчас оформление удостоверения личности и паспорта? Какой стандартный срок их изготовления и какую сумму можно доплатить за срочность?
Марат
В отделе миграционной службы Усть-Каменогорска сообщили размеры госпошлин за изготовление документов.
Удостоверение личности — 0,2 МРП (в 2025 году — 786,40 тенге).
Паспорт (36 страниц) — 8 МРП (31 456 тенге).
Детский паспорт (24 страницы) — 4 МРП (15 728 тенге).
1 МРП в 2025 году составляет 3932 тенге.
Стандартный срок изготовления удостоверения личности и паспорта РК — 15 рабочих дней.
Если есть необходимость — по-прежнему можно заказать быстрое изготовление этих документов.
Стоимость для областных центров:
- по первой категории срочности (до трех рабочих дней) — 3372 тенге;
- по второй категории срочности (до пяти рабочих дней) — 1771 тенге.
Для районов и городов областей:
- по третьей категории срочности (до семи рабочих дней) — 678 тенге.
Что необходимо сделать гражданину другой страны, чтобы получить вид на жительство в Казахстане?
Мариям
Для получения вида на жительство в Республике Казахстан необходимо обратиться в отдел миграционной службы управления полиции Усть-Каменогорска (улица Кабанбай батыра, 152). При себе нужно иметь заграничный паспорт, срок действия которого более 180 дней, справку о несудимости из страны происхождения гражданства (кроме кандасов КНР), медицинскую справку 028-у. Также документ подтверждения платежеспособности в индивидуальном порядке.
Появились ли в ЦОНах Усть-Каменогорска терминалы документирования и самообслуживания или это был пилотный проект в других городах?
Нет, это не просто пилотный проект. Терминалы самообслуживания должны появиться во всех регионах Казахстана для упрощения подачи заявлений и ускорения услуг. Сейчас такие терминалы уже установлены в нескольких ЦОНах Астаны, однако в других городах (и в частности — в областном центре ВКО) их пока нет.
Ирина Краскова