1.2 тыс.
5 часов назад

Как решить транспортную проблему в Усть-Каменогорске?

Горожане считают, что не должны мерзнуть на остановках в долгом ожидании автобуса
Фото: Елена Бредихина

С наступлением зимы жители областного центра стали чаще жаловаться на качество автобусного сообщения. Ведь ждать на остановке часами или пропускать переполненный автобус в холод и снег значительно труднее. Почему у городских властей уже много лет не получается заставить перевозчиков работать без нареканий? Какие способы решения транспортной проблемы используются в Усть-Каменогорске? Каких результатов ждать пассажирам в ближайший год, разбирался корреспондент YK-news.kz.

Жалобы не утихают

В этом году зима пришла в областной центр вместе с сильной метелью 24 ноября. А уже через три дня в одном из городских паб­ликов появилась жалоба на качество автобусного сообщения:

"На Прохладной – без перемен… Автобусы утром вечно переполненные. Особенно № 12.

Бывает, что приходится пропускать 1 или 2 автобуса, потому как туда не втиснуться. Зимой так и замёрзнуть можно на остановке".

В комментариях многие горожане отмечали, что пассажирам маршрута № 12 ещё грех жаловаться — автобусы ходят достаточно регулярно. Есть направления, где дело обстоит значительно хуже.  

В число проблемных, по мнению горожан, попали маршруты, обслуживающие Согру, — №№ 6, 6Б, 32. Жители Опытного поля жалуются на маршрут № 8, Левого берега — на маршрут № 24, посёлков Ульбинский и имени А. Куленова — на № 33. В числе проблемных пользователи упоминают № 351, который ходит в Прапорщиково, и № 352 (Пристань – посёлок Ушановский), № 67 ("Карабах"), №№ 53, 54, 55 (Меновное).

Но чемпионом по количеству жалоб на маршруты №№ 4, 25, 27 уже много лет является Аблакетка. Именно этот район возглавил борьбу пассажиров за свои права и даже добился кое-каких успехов.

"Дорожные войны"

До 2022 года при наличии трёх маршрутов, обслуживавших Аблакетку, людям приходилось подолгу ждать на остановках и ездить в переполненных автобусах. На маршрутах работали разные перевозчики. В борьбе за пассажиропоток автобусы довольно долго отстаивались на конечной, а потом устраивали гонки, стараясь собрать побольше людей, скопившихся за это время.

В начале 2022 года жители подали иск в меж­районный административный суд в отношении экс-акима Жаксылыка Омара и отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска. Люди требовали единого перевозчика на все три маршрута, интервалы движения пять – семь минут и не менее 21 автобуса на линии. Было заключено медиативное соглашение. А с 2023 года на Аблакетку по договору начал ездить один перевозчик — ТОО "Бахытжол".

Но, по мнению жителей, качество транспортного сообщения в руках одного перевозчика не улучшилось. Количество жалоб увеличилось в 2025 году. Городской акимат организовал проверку регулярности движения. По итогам проверки городские власти объявили, что регулярность у ТОО "Бахытжол" составляла 60 – 65 процентов вместо прописанных в договоре 85 процентов.

Акимат Усть-Каменогорска расторг договор с перевозчиком в одностороннем порядке. А с 16 ноября обслуживать Аблакетку начала компания из Актобе ТОО "RTT GROUP". 

Руководство ТОО "Бахытжол" не смирилось с решением городских властей. Развернулась настоящая "дорожная вой­на", когда на маршрутах одновременно появлялись автобусы двух компаний. 17 ноября автобусные гонки привели к ДТП. Полиция была вынуждена вмешаться в конфликт. Она приняла сторону акимата и нового перевозчика. Правоохранители заявили, что будут водворять на штрафстоянку автобусы "Бахытжола", если они появятся на маршруте. Право вернуться к обслуживанию им может дать только выигранный суд.

Именно этого сегодня добивается руководство предприятия.

— Нам предъявили, что мы якобы работаем недобросовестно, что наша регулярность не поднималась выше 65 процентов, — заявляет директор ТОО "Бахытжол" Елена Рядинских. — Хорошо. Если мы такие "ненадёжные" перевозчики — почему с нами не расторгли договор через суд, как требует закон? Почему не прошло открытое судебное заседание, где каждая сторона могла бы представить доказательства? Вместо этого нам не предоставили ни одного официального документа, кроме уведомления, а уведомление — это НЕ правовой акт и НЕ является расторжением договора.

Коллектив "Бахытжола" записал открытое видеообращение к Президенту РК Касым-Жомарту Токаеву. В обращении говорится, что предприятие работало в тяжёлых условиях, не получая никакой поддержки от отдела ЖКХ. По мнению прежнего перевозчика, его просто вытеснили с рынка, чтобы завести на него нового игрока.

— На сегодняшний день ТОО "Бахытжол" приостановило осуществление перевозок пассажиров на маршрутах №№ 4, 25 и № 27, а также инициировало судебное разбирательство по данному вопросу, которое в настоящий момент продолжается, — информирует заместитель руководителя отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Усть-Каменогорска Марат Тунгушбаев.

А тем временем начались проблемы уже у нового перевозчика. Жители стали жаловаться, что через некоторое время автобусы стали ходить так же плохо, как и раньше. 

— Мы люди пока новые, только вникаем в обстановку. Пока ездим по графику ТОО "Бахытжол", — поясняет директор филиала ТОО "RTT GROUP" в Усть-Каменогорске Талгат Даулеткалиев. — Убедились, что этот график не даёт эффективности. Сейчас заканчиваем разрабатывать новый график. Представим его на рассмотрение в отдел ЖКХ. Если проблема вместимости не уйдёт, то мы готовы добавить ещё графики, то есть увеличить подвижной состав до десяти единиц.

К тому же у двух машин "RTT GROUP" волшебным образом пропали номера. Пришлось снять их с маршрута, пока изготавливались новые. Случайность это или свидетельство того, что "дорожные войны" на Аблакетке продолжаются?

Длинное плечо или долгий отдых?

Нетрудно заметить, что наибольшие проблемы с регулярностью автобусного сообщения наблюдаются на окраинах города. Что если дело не в конкретной компании, а проблемы системны? По версии перевозчиков, обслуживать окраины экономически невыгодно. Поток пассажиров в спальных районах приходится на часы пик по утрам, когда люди едут на работу, и по вечерам, когда возвращаются домой. Днём же автобусы мотают круги практически пустыми. Потому перевозчики и сокращают количество графиков в дневные часы.

Но люди считают, что независимо от количества пассажиров у них должна быть возможность уехать, не ожидая на остановке по часу – полтора. 

У нового перевозчика, который взял на обслуживание Аблакетку, своё мнение относительно режима курсирования автобусов.

— В Усть-Каменогорске очень большое время отстоя, — излагает свою версию Талгат Даулеткалиев. — В Актобе мы работаем по другой методике — "Бас-километр" (схема субсидирования автоперевозчиков на основании фактически отъезженных километров на маршруте – прим. ред.). Там нет такого отстоя, только интервальность движения. Хотим сделать, чтобы водители отдыхали не по полтора часа после каждых двух кругов, а ориентировочно минут 30.

Крайние меры

Желание акимата решить транспортную проблему за счёт приглашения на рынок внутригородских автобусных перевозок новых игроков не вызывает восторга у действующих перевозчиков. Ведь если власти Усть-Каменогорска выиг­рают у ТОО "Бахытжол" в суде, создаётся серьёзный прецедент. Значит, в дальнейшем акимат сможет усилить давление на перевозчиков, не обеспечивающих регулярность движения. Крайней мерой станет расторжение договора и приглашение "варягов" из других областей. Есть ещё минимум одна компания, работой которой в отделе ЖКХ также недовольны.

— На сегодняшний день наиболее низкая регулярность движения наблюдается на маршрутах, обслуживаемых перевозчиком ТОО "Марат-М", — комментирует Марат Тунгушбаев. — Он обслуживает № 7 "Щербакова – Алтайская", № 26 "Заводская – поселок имени А. Куленова", № 43а "Казцинк – поселок имени А. Куленова", № 32 "Пристань – ТМК", № 38 "Понтонный мост – Геологическая". В адрес указанного перевозчика направлено уведомление о необходимости обеспечения должного уровня регулярности движения и строгого соблюдения всех рейсов в соответствии с утверждённым расписанием.

А деньги будут?

В свою очередь перевозчики аргументируют свою позицию тем, что перерасчёта тарифов не было с 2023 года, хотя с тех пор ГСМ и запасные части подорожали. По их версии, компании, обслуживающие длинные маршруты, работают себе в убыток. Поэтому нужна помощь от государства.

Напомним, что субсидии автоперевозчикам начали выплачивать после того, как в Усть-Каменогорске с 2020 года стала функционировать система электронного билетирования и мобильное приложение "OskemenBus". С весны нынешнего года вместо "OskemenBus" заработала новая система "ONAY!". Электронное билетирование позволяет в режиме реального времени фиксировать реальный пассажиропоток. Следовательно, власти должны оплачивать перевозчикам обещанные субсидии.

Их и оплачивали. По сведениям городского отдела ЖКХ, размеры компенсации расходов перевозчиков, не покрываемых тарифами за проезд, за четыре года выросли с 2,891 миллиарда тенге в 2022 году до 7,2 миллиарда тенге (по данным на конец сентября 2025 года). По подсчётам самих перевозчиков, потребности в субсидиях на завершающийся 2025 год составляют 11 миллиардов тенге.

Однако, судя по областному бюджету на 2026 год, "тучные" времена заканчиваются. На субсидирование перевозчиков в Усть-Каменогорске выделено пока всего 2,5 миллиарда тенге. Сокращение бюджетных расходов вызвано сложным экономическим положением в стране и остро дефицитным республиканским бюджетом – 2026. Есть вероятность, что для спасения пассажирских перевозок в этих условиях может потребоваться пересмотр платы за проезд. Хотя вслух об этом пока никто не говорит.

Также неясным остаётся итог противостояния между городскими властями, которые добиваются регулярного движения, и автоперевозчиками, стремящимися к экономии. Всё будет зависеть от исхода судебных тяжб города с "Бахытжолом". Пока очевидно одно: для решения транспортной проблемы нужен комплексный подход, включающий деньги, мониторинг  и политическую волю. В трудные времена трудно найти решение, которое устроит всех.

Ирина Плотникова