4.7 тыс.
24 декабря 2015

В ВКО помощник прокурора Риддера стал участником драки с начальником ЦОНа

Сергей Упоров
Фото: из социальных сетей

В Риддере помощник прокурора, по предварительной версии, во время посиделок в кафе повздорил с руководителем местного ЦОНа, а затем стал участником драки с посетителями заведения. Вот только полицейские почему-то решили арестовать клиента развлекательного заведения, утверждающего, что его отправил в нокаут сотрудник надзорного ведомства, занимающийся боксом. Почему поссорились государевы слуги и простые жители горняцкого городка и как вышло, что стражи правопорядка, оказавшиеся на месте массовой драки, не смогли предотвратить конфликт? На вопросы искал ответ корреспондент YK-news.kz.

Потасовка в риддерском баре "Бавария" произошла в ночь с 9 на 10 октября. В заведении в тот вечер собрались несколько компаний — танцевали и, разумеется, выпивали. По предварительной версии следствия, между несколькими участниками посиделок произошла перепалка — сначала парни выясняли отношения в кафе, а затем вышли на улицу, где разборка продолжилась.

С просьбой разобраться в произошедшем в редакцию YK-news.kz обратились две из трех сторон конфликта: супруга уже экс-начальника риддерского ЦОНа 33-летнего Фархата Нургалиева Эльвира и горожанин Игорь Гаврищук. Обе стороны считают, что пострадали от действий помощника прокурора Риддера 23-летнего Сергея Упорова в кафе "Бавария". Но, по их мнению, следствие по неизвестной причине пытается представить их инициаторами кулачной потасовки.

Чтобы разобраться в запутанной истории и понять, что же все-таки произошло в "Баварии", корреспондент YK-news.kz изучил записи камер наружного и внутреннего видеонаблюдения, оказавшиеся в распоряжении редакции. События того вечера мы описываем, исходя из беспристрастных "показаний" камер.

Выход на ринг

10 октября. 00:34. В зале кафе под музыку танцуют посетители. За самым дальним столиком — компания молодых людей. Видимо, здесь руководитель ЦОНа Фархат Нургалиев с друзьями отмечал свое 33-летие.

Фархат Нургалиев

— Они просто сидели, праздновали, когда к их столу подошел помощник прокурора Сергей Упоров, — излагает свою версию событий супруга Фархата Эльвира Нургалиева. — Муж знал его и предложил гостю выпить в честь дня рождения за его здоровье. Сергей согласился. После этого Упоров ушел.

Несмотря на то, что Эльвира Нургалиева предполагает, что беседа была мирной, на записи видно, что сидевший за столиком мужчина и подошедший к нему человек о чем-то спорят. Разглядеть лица из-за плохого освещения невозможно. Молодые люди внезапно начинают размахивать кулаками. На видео заметно, как один из дерущихся бьет оппонента предметом, сильно похожим на стеклянную бутылку. Кто именно это был и кто пострадал от действий хулигана, предстоит установить следствию. Уже меньше чем через минуту драка прекращается, а ее участники выходят на улицу.

00:38. В зале загорается свет, администрация объявляет о закрытии кафе, после чего всех гостей просят покинуть помещение. В этот момент в зоне наблюдения камеры появляется 32-летний Игорь Гаврищук, который до этого сидел за столиком у выхода.

— Мы отдыхали в "Баварии" с друзьями, — объяснил господин Гаврищук. — С Упоровым и Нургалиевым я раньше не был знаком. После того как всех стали выгонять, я подошел к хозяину заведения и поинтересовался, чем вызвано столь раннее закрытие кафе. В ответ он сообщил о драке в зале. Я вышел вместе со всеми.

Тем временем уже перед входом в "Баварию" между Нургалиевым и Упоровым, судя по записи, начинается словесная перепалка. Во время спора мужчины едва не кидаются друг на друга. Находящиеся рядом знакомые не дают им этого сделать, удерживают оппонентов. Через несколько секунд в кадре появляются трое полицейских, которые пытаются выяснить причину конфликта, а затем, по всей видимости, просто рекомендуют конфликтующим разойтись. Нургалиева и Упорова друзья разводят в разные стороны.

00:46. Упоров и Нургалиев вновь встречаются лицом к лицу у входа в кафе и, как свидетельствует видео, в очередной раз затевают перепалку. Из-за чего спорили мужчины, до сих пор остается неясным. Вскоре Нургалиев разворачивается и уходит в другую сторону, а к Упорову в этот момент подходит Гаврищук.

— Я просто спросил у Сергея, из-за чего в кафе произошла драка, в результате которой из заведения выгнали посетителей, на что он ответил грубостью, — добавил Гаврищук. — Естественно, мне это не понравилось, и я попросил его извиниться.

Пока остальная толпа пытается убедить Игоря не ввязываться в чужие разборки, к Упорову прорывается Нургалиев. Молодые люди вдвоем покидают зону действия видеокамер. За парнями устремляются и стражи правопорядка. Уже меньше чем через минуту в объективе вновь появляется Сергей Упоров, навстречу которому движется Гаврищук.

— У моего друга сработала сигнализация на автомобиле, припаркованном в месте, где устроили разборки Упоров и Нургалиев, — объяснил свои действия Игорь Гаврищук. — Все собравшиеся, и я в том числе, бросились в их сторону, решив, что там началась заварушка. И тут мне навстречу выбежал Упоров.

Далее, судя по записи, сотрудник прокуратуры преграждает дорогу идущему навстречу мужчине, хватает его и наносит ему порядка пяти ударов кулаком в лицо. Гаврищук падает, Упоров перешагивает через него и пытается уйти, но его догоняют несколько разъяренных людей, которые нападают на Сергея. Остальные свидетели потасовки, включая полицейских, пытаются разнять дерущихся. Видеозапись обрывается.

Споры и Упоров

Уже через два дня после массовой драки полицейские вызвали на допрос Фархата Нургалиева и его племянника Альжана, который, как оказалось, тоже присутствовал в кафе. Мужчин привлекли в качестве подозреваемых в организации массового избиения помощника прокурора Сергея Упорова. Судом сразу же был санкционирован их арест.

— Фархат никого не бил и не "натравливал" людей на Упорова, тот сам вызвал агрессию у толпы, когда накинулся на Гаврищука, — излагает свою точку зрения жена Фархата Нургалиева Эльвира. — У моего мужа давно поврежден позвоночник — он ходит-то с трудом, а полицейские пытаются обвинить его в избиении двухметрового профессионального боксера. Фархат семейный человек и не полез бы в разборки — у нас двое детей, ждем третьего. Тем не менее ему вменяют статью, предусматривающую лишение свободы на семь лет. Зато сам Упоров, который нанес серьезный вред здоровью ни в чем не повинному человеку, до сих пор на свободе.

Женщина пояснила, что областное руководство ЦОНа, узнав об инциденте, сразу же попросило Фархата Нургалиева освободить занимаемую должность.

В объективности расследования усомнился и пострадавший Игорь Гаврищук.

— Из-за полученных травм у меня резко стало падать зрение, это установили в больнице, — рассказал нам по телефону Игорь Гаврищук. — Недавно мне позвонил адвокат и сказал, что прокуратура направила в суд ходатайство о моем аресте, так как якобы я тоже участвовал в массовом избиении Упорова. Выходит, получив серьезные травмы, я же еще и виноват остался! После ударов помощника прокурора у меня диагностировали перелом челюсти, сотрясение мозга и черепно-мозговую травму — я лежал в бессознательном состоянии, пока друг не оттащил меня в машину, — рассказывает свою версию произошедшего мужчина. — Сам ход следствия вызывает массу вопросов!

Выяснить у Сергея Упорова причину нападения на посетителя кафе не удалось — мужчина отказался от комментариев для СМИ.

На допросе в полицейском участке Сергей Упоров пояснил, что вовсе не нападал на Игоря Гаврищука, а, наоборот, оборонялся.

"...Недалеко от входа кафе он увидел, как бежит на него Гаврищук И. с целью ударить его, и он рефлекторно нанес первым три удара рукой в голову Гаврищуку И., отчего тот упал, а он прошел дальше..." — цитата из полицейского постановления.

Также, если верить показаниям Сергея, именно к его столику в "Баварии" до конфликта на улице подошли Нургалиев с компанией молодых людей, после чего начали угрожать и избивать его. Хулиганства в действиях Упорова стражи правопорядка не усмотрели.

Свой среди чужих

В областной прокуратуре считают, что в обстоятельствах инцидента следователям еще предстоит тщательно разобраться, а ход расследования уже взят под особый контроль.

— 10 октября в больницу с телесными повреждениями поступил Сергей Упоров, сотрудник прокуратуры Риддера, — сообщили в пресс-службе прокуратуры ВКО. — Телесные повреждения он получил в одном из кафе города в результате драки с малознакомыми людьми. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, Упорову причинены телесные повреждения средней степени тяжести. Следствием установлены и задержаны подозреваемые. В отношении подозреваемого Нургалиева Ф. санкционирована мера пресечения в виде содержания под стражей, в отношении еще двух подозреваемых — Нургалиева А. и Гаврищука И. — избрана мера пресечения в виде залога, четвертый участник драки — Рахматулин Е. находится в розыске. По заявлению Гаврищука, который в ходе драки также получил телесные повреждения средней тяжести, проводится досудебное расследование в отношении Упорова. Назначено служебное расследование.

Самого Сергея Упорова в надзорном ведомстве характеризовали исключительно положительно, заметив, что он действительно занимается боксом.

Стражи правопорядка тем временем пытаются ответить на вопрос: могли ли их коллеги, оказавшиеся на месте потасовки, предотвратить продолжение драки?

— В настоящее время проводится расследование по установлению всех обстоятельств данного факта, — скупо объяснились по поводу потасовки в ДВД ВКО.

Примечательно, что драка, переросшая в перестрелку, недавно произошла и в риддерском баре "От заката до рассвета". Тогда полицейские, не вмешавшиеся в конфликт двух групп парней, отделались выговором.

Без правых, но с виноватыми

Пытаются разобраться, кто бил, а кто был бит, и местные правозащитники.

— Получается, что часть подозреваемых, среди которых есть также пострадавшие в драке, были взяты под стражу или внесли залог, в то время как в отношении Упорова вопрос об аресте даже не рассматривался, — делится мнением юрист, руководитель агентства правовой информации и журналистских расследований "Витязь" Алексей Божков. — Выходит, при наличии одного и того же правонарушения ко всем троим применяется разный подход. А в чем же различия? Кто из них ценнее в глазах правосудия? Само начало досудебного производства вызывает у меня стойкие сомнения в его объективности — необходимо точно выяснить, что на ход расследования не влияет тот факт, что Упоров — сотрудник надзорного ведомства.

Участники запутанной истории уверяют, что расследование уже близится к концу и вскоре дело передадут в суд.

Артур Власов