1.5 тыс.
25 мая 2022

Почему Казахстану понадобилась политическая трансформация? ИСТОРИЯ СОСТОЯВШЕГОСЯ ГОСУДАРСТВА

После крушения социалистической системы наша республика в условиях распада хозяйственных связей и кризиса политических институтов сумела выстроить суверенное государство, основанное на рыночной экономике. Но за это была заплачена высокая цена: имущественное расслоение общества и сверхконцентрация власти. Политическая система, созданная на заре Независимости, дала трещину в январе 2022 года, обнажив проблемы, без решения которых Казахстан не сможет развиваться дальше. 

Вначале поговорим об очевидном. После распада СССР Казахстан сумел выстроить новую государственность. Главными признаками состоявшегося государства являются эффективное управление собственной территорией и возможность вести собственную политику, исходя из национальных интересов страны. Немаловажным признаком является и полный контроль над своей территорией.

Между тем на заре Независимости у новорожденной республики была не одна опасность потерять часть земель, погибнуть в межнациональном конфликте либо оказаться в политической или экономической зависимости от иностранных государств.

Одной из угроз был многонациональный состав проживающего в Казахстане населения. Многочисленные национальные диаспоры чаще идентифицировали себя со своим народом, считали себя прежде русскими, украинцами, чеченцами и так далее, а только потом — гражданами Казахстана. В случае международных конфликтов они могли стать рычагами влияния материнских стран на политику и экономику Казахстана. Таким образом, существовала угроза экспорта в страну внешних конфликтов, не имеющих отношения к нашей стране, и дестабилизация внутренней обстановки на межнациональной почве.

Разные регионы страны к тому же резко различались по своему менталитету. Промышленный и русскоязычный «Красный Восток» явно ностальгировал по социалистическому прошлому и тяготел к соседней России. В массе русскоязычным был и целинный Север. Через южную границу в Казахстан начали просачиваться исламские течения радикального толка. Воинственный Запад на протяжении всей истории Казахстана отличался склонностью к политическому брожению. К тому же именно здесь традиционно сильны настроения считать «истинными казахами» только себя и не слишком уважительно относиться к «обрусевшим» казахам из других регионов. В то же время центр страны оставался малонаселённым, а окраинные регионы были мало связаны между собой экономически и логистически.

Эта взрывоопасная смесь была нейтрализована несколькими последовательными политическими решениями. Во-первых, по Конституции Казахстан сразу был объявлен унитарным государством, что уберегло его от превращения в конгломерат мало связанных между собой регионов. Перенос столицы в центр страны позволил перенаправить туда финансовые потоки и внутреннюю миграцию существенной части экономически активного населения. Построение новой логистики увязало регионы страны.

Во-вторых, за казахским языком был закреплён статус государственного, но русский сохранил конституционный статус языка межнационального общения. Это решение успокоило представителей неказахских этносов и замедлило отток в ближнее и дальнее зарубежье русскоязычных горожан, в большой массе являвшихся квалифицированными кадрами с высоким уровнем образования. Это позволило сохранить в условиях кризиса крупные промышленные производства.

В-третьих, важную стабилизирующую роль сыграла официальная идеология межнационального согласия, реализованная в создании такого политического института, как Ассамблея народа Казахстана. Государственная политика строилась на том, чтобы гражданская самоидентификация была для людей важнее этнической. Чтобы представители всех этносов считали себя прежде всего казахстанцами.

Также благодаря взвешенной политике государства в сфере религий Казахстан остался светским государством, где людям предоставлено право принадлежать к любой традиционной конфессии и отправлять любые обряды, но только в частном порядке. При этом в страну не были допущены деструктивные религиозные течения, а с экстремистскими организациями по сей день ведётся постоянная борьба.

Вторым фактором построения новой - несоциалистической государственности стала рыночная экономика. Казахстан сумел пережить период экономического коллапса, связанного с исчезновением прежних хозяйственных связей с республиками бывшего Союза. В стране прошло несколько волн приватизации, образовался класс крупных собственников, который прибрал к рукам средства производства, но обеспечил функционирование экономики. В основной массе были сохранены производства, существовавшие в Казахской ССР. Со временем открылись новые отрасли, в том числе и собственный автопром, основанный на крупноузловой сборке.

При остром недостатке внутренних капиталов для освоения казахстанских месторождений и сохранения крупных производств был создан благоприятный инвестиционный климат для привлечения иностранных капиталов. А доходы от экспорта нефти и газа дали толчок к развитию экономики в других отраслях. Внутренний рынок насытился потребительскими товарами, в том числе и собственного производства. Граждане Казахстана забыли такое понятие, как «дефицит». В условиях кризисов, которых в новейшей истории Казахстана было уже немало, бюджет продолжал пополняться, а работники бюджетной сферы без задержек получали заработную плату. Оказывалась адресная социальная помощь малоимущим и многодетным семьям. А с 1997 года в республике перешли к долгосрочному стратегическому планированию экономики. К концу «эпохи Назарбаева» в 2019 году Казахстан на постсоветском пространстве уступал по темпам социально-экономического развития только России.

Третьим условием состоявшегося государства явилась реформа политической системы. Казахстан благополучно преодолел политический кризис середины 1990-х годов, в ходе которого законодательная власть от Советов перешла к двухпалатному Парламенту. Исполнительная власть была сконцентрирована в руках Правительства, подотчётного Президенту. Казахстан оформился как республика с сильной президентской властью. Сложился класс новых управленцев, не связанных с прежней партийно-советской системой. Программа «Болашак» способствовала обучению необходимых стране кадров за рубежом.

Во внешней политике нашей стране удалось выстроить уникальную многовекторность, при которой крупнейшие ядерные державы США и РФ обязались гарантировать безопасность Казахстана в обмен на отказ от ядерного оружия. Казахстан выстроил партнёрские отношения с Китаем и Турцией, стал одним из инициаторов интеграционного процесса, приведшего к созданию Евразийского союза. В неспокойном Центрально-Азиатском регионе Казахстан до сих пор является зоной стабильности и самой влиятельной страной.

Но, к сожалению, у истории казахстанского успеха была своя цена. Которая со временем стала казаться народу чрезмерной. Прежде всего это касается сложившейся экономической модели и системы распределения национальных богатств и доходов.

Цена успеха

Ирина Плотникова