4.8 тыс.
25 мая 2022

Почему Казахстану понадобилась политическая трансформация? СЛИШКОМ ГРОМКОЕ ИМЯ

Каждому жителю нашей страны известно, что вся казахстанская Независимость с её успехами и издержками имеет имя. Это имя Нурсултана Назарбаева. Все судьбоносные политические и экономические решения на протяжении 30 лет – с 1989 по 2019 год принимались под его непосредственным руководством, часто даже в ручном режиме. Вплоть до нынешней зимы вслух было принято говорить лишь об успехах, которых страна достигла под руководством Елбасы. Однако зрело и подспудное недовольство, связанное с теми способами, которыми Первый Президент выстраивал архитектуру нашего государства.

Казахстан, в отличие от многих постсоветских республик, изначально двинулся от тоталитарной советской модели в сторону либеральной демократии. Но средством, обеспечивавшим мирный переход, стала сильная авторитарная власть президента.

Схватка вокруг того, быть ли Казахстану сильной президентской республикой, разгорелась в середине 1990-х и закончилась убедительной победой Назарбаева на референдуме 30 августа 1995 года, когда люди проголосовали за новую Конституцию и продление президентских полномочий действующего лидера страны до 2000 года. Фактически же Назарбаев бессменно возглавлял страну на протяжении 30 лет. Для этого понадобилось внести соответствующие изменения в Конституцию и принять Закон о Первом Президенте РК.

С одной стороны, возможность президента лично управлять принятием ключевых решений, сыграла свою положительную роль. Нурсултан Назарбаев всегда имел стратегическое видение процессов и умел определить краткосрочные и долгосрочные цели развития страны. К тому же, благодаря сверхконцентрации президентской власти, Казахстану удалось избежать серьёзной внутренней нестабильности, связанной с борьбой олигархических кланов. Для сравнения, в России при Борисе Ельцине в политику страны активно вмешивались, борясь друг с другом на экранах собственных телеканалов, олигархи Борис Березовский (канал "ОРТ"), Владимир Гусинский (телеканалы "НТВ", "ТНТ", газеты «Сегодня», «7 дней», журнал «Итоги», радио «Эхо Москвы»), Михаил Ходорковский (фонд "Открытая Россия"). Эта борьба в медийной сфере могла создавать картину невероятной свободы слова и невиданной демократии, но по факту являлась лишь дележкой власти. В то же время олигархи активно разворовывали богатства страны. Так исчезли тысячи предприятий и даже целые отрасли российской экономики.

В Казахстане олигархат изначально складывался на условиях политической лояльности к действующей власти. Некоторые не приняли предложенные условия игры. Нурсултан Назарбаев пережил период политического противостояния с бывшим премьером-олигархом Акежаном Кажегельдиным, бывшим акимом Павлодарской области Галымжаном Жакияновым, бывшим министром энергетики, индустрии и торговли РК и беглым банкиром Мухтаром Аблязовым. И даже с собственным зятем — бизнесменом Рахатом Алиевым, занимавшим множество государственных постов. Это противостояние также закончилось полной победой президента. Своевольные олигархи были осуждены за реальные экономические и коррупционные преступления и оказались вытеснены из реальной казахстанской политики.

Конфигурация действовавшей на начало 2022 года олигархической верхушки Казахстана такова, что к высоким государственным постам были допущены только «верные люди» из ближнего круга самого Нурсултана Назарбаева, вроде президентского зятя Тимура Кулибаева. Основная часть казахстанских богатеев из списка «Форбс» приняла правила игры и дистанцировалась от реальной политической власти.

Жесткое следование избранному политическому курсу требовало от Назарбаева постоянной борьбы с оппозицией за умы населения. В ходе противостояния была проведена серьезная зачистка в сфере СМИ. Были созданы сильные государственные медиаресурсы. Оставшиеся негосударственные телеканалы и республиканские газеты, многие из которых сменили собственников, стали транслировать пропрезидентскую повестку. Оппозиция вынуждена была выражать свою точку зрения главным образом через Всемирную сеть. Блокировка отдельных интернет-ресурсов в условиях развития интернета и соцсетей проблему альтернативного мнения в полной мере решить не смогла. Политические собрания и митинги в стране можно было проводить только с разрешения местных властей, что также суживало возможности высказывания альтернативной точки зрения и порождало подспудно зреющее недовольство в народе.

Популярность Первого Президента в народе подрывалась тиражированием через официальные СМИ нового «культа личности»: с присвоением титула Елбасы — Лидера Нации, наделением пожизненными привилегиями и полномочиями, прижизненным установлением памятников и переименованием улиц и даже столицы. При этом все промахи власти становились достоянием гласности через открытое информационное пространство соцсетей. В условиях накапливавшихся социально-экономических проблем в стране подспудно формировался несистемный низовой протест.

В 2019 году Нурсултан Назарбаев принял решение покинуть пост президента, сохранив за собой руководство Советом Безопасности страны. Это позволяло ему контролировать реальную политику Казахстана, не возглавляя государство формально. Система двоевластия, когда за спиной действующего президента Касым-Жомарта Токаева незримо стояла несокрушимая фигура Елбасы, просуществовала до января 2022 года. Внезапно вспыхнувшие сразу после новогодних праздников народные протесты, очень быстро обернувшиеся попыткой государственного переворота, привели к демонтажу сложившейся сверхпрезидентской республики в Казахстане.

Январская гроза

В тему

«Рост благосостояния народа возможен только в условиях подлинной конкуренции. Система управления, ориентированная на сверхконцентрацию полномочий, уже утратила свою эффективность. Она не способна консолидировать гражданское общество с его многообразием взглядов и убеждений». Касым-Жомарт Токаев

Ирина Плотникова