3.7 тыс.
16 марта 2024

Устькаменогорцы имеют вопросы к работе школьных медиков

Ребёнок получил травму на занятиях в школе. Классный руководитель вызвал родителей и отправил пострадавшего не в больницу, а домой. Вокруг достаточно обычной ситуации разгорелись споры в соцсетях. Как должен действовать школьный фельдшер, если к нему обращается ребёнок с жалобами на недомогание или травму? Почему медик не всегда оказывается на своём посту? В каком случае школа обязана вызвать к пострадавшему "скорую"? Ответы на эти и другие вопросы искал корреспондент YK-news.kz.

"Вызывайте маму!"

Полтора месяца назад много шума наделал пост в соцсетях от женщины, чья дочь пострадала во время занятий в одной из усть-каменогорских школ (здесь и далее орфография и пунк­туация авторов сохранены):

"Моя дочь упала в школе, ударилась головой, медик школы не вызвала скорую и отправила домой, классный руководитель позвонила и сказала что ребёнку плохо и чтоб я её забрала. Дома ей стало плохо, она рассказала что упала и ударилась головой об пол, очнулась в кабинете медика. Вызвали скорую и её увезли и положили с сотрясением в ЦМиР. Написала заявление на медика, а его оставили без рассмотрения так как нет состава преступления, а как же инструкция по которой медик обязана вызвать родителей и скорую помощь? Что за беспредел у нас происходит?"

Эта тема не оставила равнодушным никого. Многие устькаменогорцы в комментариях рассказали ситуации, с которыми пришлось столкнуться лично им. А те, чьим чадам пока не случалось заболеть или травмироваться в школе, волнуются наперёд. Дети есть дети. Они активно двигаются и получают травмы значительно чаще взрослых. Большинство пишущих выказали неудовольствие тем, что школьные медики в подобных случаях прежде звонят родителям, а не в экстренную медицинскую службу.

А если по правилам?

Из комментариев, оставленных устькаменогорцами под нашумевшим постом, становится ясно, что люди по-разному представляют себе алгоритм поведения школьного медика в подобной ситуации. Одни недовольны, если помощь ребёнку оказывается без их согласия. Другие, напротив, в любой ситуации требуют вызова бригады экстренной помощи.

— Школьная медсестра оказывает неотложную медицинскую помощь обучающимся, педагогическому и техническому персоналу в случаях внезапных острых заболеваний и состояний, обострении хронических заболеваний, не представляющих явной угрозы жизни пациента, травм (неотложная доврачебная помощь, направление в медицинскую организацию по месту прикрепления, вызов бригады скорой медицинской помощи), — поясняет заместитель руководителя управления здравоохранения ВКО Шолпан Макашева. — Медицинский работник организации среднего образования обязан проинформировать классного руководителя и родителей пострадавшего. И обязательно вызвать взрослых членов семьи для сопровождения ребенка в травмпункт, домой или в больницу, если туда ребёнка отправляют на "скорой".

К сожалению, из поста мамы не совсем понятно, поставили ли её в известность о том, что девочка получила травму головы. Также остаётся неясным, почему сама родительница приняла решение везти ребёнка не в больницу, а домой. Тяжесть травмы преуменьшила школа или недооценила сама мама?

Формально школьный медик действовал по алгоритму. Классного руководителя и родителей проинформировали. Девочку отдали маме. При этом медик должен был заподозрить черепно-мозговую травму на том основании, что ребёнок потерял сознание. Должен ли он был звонить в "скорую"?

Мы попросили прокомментировать эту ситуацию опытного фельдшера, много лет работающего в одной из школ Усть-Каменогорска.

— Сейчас учителя страхуются и отправляют ко мне детей при любом недомогании, — рассказывает наш источник. — Голова заболела, вырвало, живот болит, упал. Каждого ребёнка я записываю в амбулаторный журнал. Обязательно при любой жалобе измеряю температуру, давление, пульс. Даже если все показатели нормальные, но ребёнок жалуется, всё равно звоню маме. С любой травмой, считаю я её опасной или не считаю, мы отправляем в ЦМиР. Если ситуация такова, что отправлять надо срочно, а родители говорят, что не могут подъехать, отправляем с учителем. Если есть потеря сознания и подозрение на черепно-мозговую травму, моментально вызываем "скорую". Это даже не обсуждается. Но вообще дожидаемся родителей. Я по телефону спрашиваю, вызываем мы "скорую", чтобы организовать перевозку, либо они сами довезут. В той ситуации, возможно, дело было в недостаточной квалификации медработника. Должны быть фельдшеры, но их не хватает.

По словам нашей собеседницы, все травмы, по поводу которых есть обращение в экстренные службы, проходят через канал 102. Следовательно, разбираться с обстоятельствами их получения будет полиция. Мы не можем строить предположения, по какой причине школьный медик в ситуации, описанной в посте, не стал вызывать "скорую". Было ли это проявлением халатности, непрофессионализма или нежелания портить статистику детского травматизма в школе? Думается, родители девочки имеют право добиваться ответа на этот вопрос.

В комментариях промелькнуло сообщение, что в некоторых учебных заведениях решение об обращении в экстренную медицинскую службу поставили в зависимость от решения родителей.

"Нам в школе сказали, если с ребенком что случись, ни учитель, ни медик не имеют права вызывать скорую без согласия родителей", — пишет kucherenkoevgeniya1977.

В облздраве опровергли существование таких правил у школьных медиков.

— При наличии экстренных показаний или угрозы жизни обучающихся неотложная медицинская помощь оказывается без согласия родителей (законных представителей) с последующим обязательным информированием родителей (законных представителей) об оказанной медицинской помощи согласно пунктам 1 и 3 статьи 137 Кодекса Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения", — комментирует Шолпан Макашева.

Иными словами, советоваться с родителями о вызове "скорой" школьный врач может только при обсуждении способа транспортировки ребёнка в больницу.

Временно недоступен?

При обсуждении этой истории многие устькаменогорцы выказали недовольство тем, что медик не всегда находится на рабочем месте.

"У меня сегодня ребёнок пошёл в школу, в школе заболела голова медика на месте не оказалось отправили домой. Ребенок пришёл домой с температурой 39,5",  — пишет qwertyiiopzxcvb8.

"У меня дочь недавно в школе запнулась и упала, рассекла подбородок, — рассказывает elenaotstavnova6. — Кл. рук.позвонила, сказала сможете забрать ребёнка, медика нет она работает до 16.30, произошло все в 17. 30, так вот тоже интересно, почему медик не работает тогда вторую смену тоже, а мало ли что может случиться. В итоге забрали ребёнка и повезли в цмир зашивать рану. Мне кажется медики должна работать в две смены. Это школа, это дети, всякое может случиться".

"Хорошо что вообще есть медик в школе и он находился на рабочем месте. В нашей школе постоянно отсутствует, на обед домой уходит. Работает до 17.00 последний урок в начале 20.00 заканчивается.. Не график а сказка", — возмущается n_a_di_.

"Какой график установлен, так медик и работает, как и все люди", — возражает miller_zinaida.

Большинство школ Усть-Каменогорска имеют двухсменный режим работы. Занятия начинаются в восемь утра и заканчиваются в восьмом часу вечера. Очевидно, что один человек не может трудиться ежедневно по 12 часов в сутки. Это было бы грубейшим нарушением трудового законодательства. Но и сменщик школьному медработнику в большинстве наших школ не полагается.

— Минимальные штатные нормативы медсестер формируются из расчета одна штатная единица на 700 обучающихся, но не менее двух штатных единиц в организациях среднего образования с двух- и трехсменным режимом обучения и не более четырёх штатных единиц в организациях среднего образования с количеством обучающихся свыше 2800, — уточняет Шолпан Макашева.

Большинство школьных медиков работают с 8.00 до 17.00. Но бывают ситуации, когда они отсутствуют на рабочем месте в положенное время.

— Мы же работаем от поликлиники, — констатирует школьный фельдшер. — Иногда у нас бывают совещания, семинары. Нас и дёргают из школы.

Отсутствие медика в определённые часы, безусловно, увеличивает риски неоказания своевременной помощи. Вопрос с семинарами и совещаниями теоретически можно решить, была бы на то добрая воля руководства поликлиник. Но что делать с тем, что двухсменный режим работы школы по факту превышает установленную законом продолжительность рабочего дня и рабочей недели?

Если нет врача

Свои инструкции о порядке оказания помощи заболевшим или травмированным детям имеются не только у медиков, но и у педагогов.

— В случае если ребенку понадобилась медицинская помощь, после ее оказания школьным медиком классный руководитель ставит в известность родителей ребенка, — поясняет заместитель руководителя управления образования ВКО Алима Акылбек. — При необходимости, по рекомендации медработника, если ребенку предписан покой или дообследование в лечебном учреждении, классный руководитель уведомляет об этом законных представителей и отправляет ребенка домой только в сопровождении родителей или заменяющих их лиц.

Но как быть, если школьного фельдшера вызвали на совещание или симптомы заболевания обнаружились у ребёнка на последних уроках второй смены? В этих обстоятельствах решение об оказании помощи придётся принимать учителю. И правильность этого решения иногда зависит от уровня профессиональной подготовки, которую он получил в вузе.

— Однажды иду по коридору школы, а навстречу мне девочка из одиннадцатого класса, — рассказывает учитель одной из усть-каменогорских школ. — Лицо серое, за живот держится. Две подружки её поддерживают. Врача нет. Мама на работе. Классный руководитель отпустила домой. Девочкам приказала проводить. А я по лицу вижу, что ученице плохо совсем. Сделала, как учили на лекциях по медицине в пединституте: нажала на живот, потом резко отпустила. Если скопление газов, боль будет при нажатии. Если при отпускании, может быть аппендицит. Спрашиваю: "Как больнее?" Говорит, что при отпускании. Ну, я и вызвала "скорую". Увезли в больницу, прооперировали в тот же день. Страшно подумать, что могло случиться, если бы она дома осталась одна!

Следует отметить, что героиня этой истории получала профессиональное образование ещё в Усть-Каменогорском педагогическом институте. Тогда в программу обучения педагогов в обязательном порядке входили основы медицинских знаний. Благодаря им учительница смогла принять правильное решение в ситуации, когда школьного медика не оказалось под рукой.

К сожалению, сегодня специалистов с таким уровнем подготовки в школах становится всё меньше. А в профессиональном стандарте педагога, утверждённом Министерством просвещения РК в декабре 2022 года, медицинские знания вообще не значатся. Согласно этим стандартам, педагог обязан обладать только предметными, методическими и психолого-педагогическими знаниями.

Школьная жизнь разно­образна и непредсказуема. И дети в любой момент могут оказаться в ситуации, когда им понадобится экстренная медпомощь. Однако, как мы видим, на сегодняшний день работа школьных медиков организована не лучшим образом. Существуют прописанные алгоритмы и инструкции, но не всегда хватает кадров нужной квалификации. А режим работы школьного фельдшера, похоже, рассчитан на добрую волю мироздания, которое не допустит несчастных случаев в то время, когда медик уже закончил свой рабочий день. Так себе надежда, если честно. Конечно, можно переложить ответственность за принятие решения на папу с мамой. Но если промедление окажется равным жизни ребёнка? Станет ли для нас достаточным оправданием несовершенство режима работы медика или профессиональной подготовки учителя? Очевидно, что проблема существует. Её необходимо решать.

Ирина Плотникова