855
3 часа назад

В Усть-Каменогорске вспоминают «легенду номер 23»

Фото: Федерация хоккея РФ

Сегодня прославленному хоккеисту из Усть-Каменогорска исполнилось бы 70 лет. Борис Александров прожил недлинную, но яркую жизнь, в которой уместились стремительный взлёт, яркие победы, телесная боль, горечь поражения, преодоление и новый триумф. И всё это начиналось на льду хоккейной коробки в одном из дворов на проспекте Ленина, передает Noks.kz.

Трус не играет в хоккей

Клюшка и шайба были страстью Бориса Александрова с самого детства. Он родился в 1955 году в рабочей семье и не отличался рвением на уроках. Зато на ледовой площадке был готов преодолевать любые трудности — даже собственное здоровье. В детстве Борьку часто мучили ангины, но прогнать его из хоккейной коробки даже больного было практически невозможно.

В 60–70-е годы прошлого века все мальчишки Усть-Каменогорска «болели» хоккеем. Играли на любом пятачке ровного льда. Не было коньков — катались прямо на валенках. Клюшки часто мастерили сами. А уж когда из-за мороза отменялись занятия, ледовые баталии могли продолжаться целый день.

Виктор Гордеевич Александров на правах инвалида Великой Отечественной войны обошёл немало начальственных кабинетов и добился, чтобы хоккейную коробку установили во дворе дома № 3 на проспекте Ленина (ныне проспект Назарбаева). Отец сам стал первым тренером для сына.

— Хорошо запомнил основное отцовское требование: чтобы стать первым в команде, нужно забивать голы, — вспоминал Борис Александров. — Как, каким образом — это дело второе. Поэтому рвись на «пятачок» через всех, «стреляй» мгновенно. И — не замахом, а кистевым броском, чтобы никто и не понял, что шайба уже там, в сетке, что уже гол. Мал ростом? Да, это плохо. Будь тогда вертким, становись неутомимым… Он ведь меня гонял страшно. Я после его тренировок на дворовой коробке просто падал, не мог стоять на ногах. Выматывался без остатка. Кстати, невзирая на то что после фронтового ранения ампутировали ногу, отец любил (в особенности в мои детские годы) становиться в «рамку», и чтобы я бросал шайбу. Таким способом тренировались даже в квартире. Соседи рыдали от этих тысяч щелчков по смежной стенке.

Ростом Борис и впрямь не вышел. Но сумел превратить этот недостаток в достоинство за счёт скорости, точного манёвра и умения запутать соперника игровыми импровизациями. И силовой борьбы на площадке никогда не избегал, снося с ног игроков куда крупнее себя.

Первую официальную победу на льду будущий прославленный нападающий одержал в девять лет, когда его команда выиграла первенство Усть-Каменогорска. А однажды юркий пацан попался на глаза тренеру детской спортивной школы «Торпедо» Юрию Тархову, и тот пригласил его играть в «настоящий» хоккей. В 1969 году в Усть-Каменогорске открылся ледовый Дворец спорта. Путь в большой спорт начался для Бориса в 11 лет. А шестнадцатилетним он уже играл в составе взрослой команды «Торпедо» в роли левого крайнего нападающего.

В зените славы

В марте 1973 года в Усть-Каменогорск приехал на товарищеские матчи прославленный клуб ЦСКА. Дерзкий молодой нападающий «Торпедо» произвёл впечатление на играющего тренера «армейцев» Анатолия Фирсова. Знаменитый спортсмен сам пришёл к молодому дарованию домой, чтобы уговорить родителей отпустить Бориса в Москву.

Сезоны 1974 и 1975 годов Борис Александров провёл в составе молодёжной сборной. Уже на своём первом чемпионате Европы среди юниоров он был признан лучшим бомбардиром. Дебют в составе главной сборной страны состоялся в матче против команды Чехословакии 11 ноября 1975 года. Обычно он играл в тройке с Виктором Жлуктовым и Владимиром Викуловым.

Учителем Бориса был сам Анатолий Тарасов. Атакующая и агрессивная манера игры Александрова была близка великому хоккейному тренеру, который внушал своим игрокам, что они «не мальчики для битья». Анатолий Владимирович был для парней наставником не только на льду, но и в жизни. От Тарасова Борис узнал о смерти отца. Это случилось после одной из тренировок.

— Не вздыхал и глаза не закатывал, — вспоминал позднее хоккеист. — Произносил слова жёстко, твёрдо, избегая красивостей и ложного пафоса. Он ведь меня тогда «сынком» назвал: «Нет, сынок, ты не пойдёшь сейчас на отдых. Потренируйся часок. С полной отдачей. Тебе не слёзы нужны, а нагрузка на всю катушку. Иди. Становись мужчиной».

В те годы непревзойдёнными мастерами шайбы считались профессиональные игроки из Канады. Их отличала жёсткая и агрессивная манера игры. Советские хоккеисты играли намного корректнее. Зимой 1975/1976 года состоялась первая Суперсерия между клубами СССР и НХЛ. Защищать честь страны полетели ЦСКА и «Крылья Советов».

Североамериканцы были уверены, что размажут об лёд советских «любителей». Но наши ребята их огорчили. Первая же игра с «Нью-Йорк Рейнджерс» окончилась со счётом 7:3 в пользу ЦСКА. Две из семи шайб забросил в ворота Борис Александров. Во второй игре с «Монреаль Канадиенс» Александров точным броском на 45-й минуте буквально вырвал ничью у сильнейшей команды континента. Эта встреча до сих пор считается «величайшим матчем в истории хоккея». Суперсерию из восьми игр наши команды закончили с пятью победами и одной ничьёй. Это был триумф советской хоккейной школы.

Прославленный вратарь Владислав Третьяк вспоминал:

«Канадцы считали открытием суперсерии Бориса Александрова. Ну, для нас-то он не был никаким открытием. Ещё года два назад на тренировках Борис забивал мне больше шайб, чем даже Харламов. Он праворукий* — к такому форварду нам, вратарям, очень трудно приспособиться. Кроме того, он одарён от природы и настойчив. На льду Александров беспрерывно импровизировал, всё время “гнул” свою хитроумную линию, а заметив малейшую щель в воротах, бросал без промаха».

В том же 1976 году советская сборная завоевала золото Олимпиады в австрийском Инсбруке. Вклад Александрова в эту победу — два гола и три голевые передачи. Потом последовали Кубок Канады и приз газеты «Известия». Этот сезон стал звёздным часом хоккеиста из Усть-Каменогорска.

«Поднимись и иди!»

Летом 1977 года в сборную СССР пришёл новый главный тренер Виктор Тихонов. В отличие от прежних наставников — Анатолия Тарасова и Константина Локтева — он не поощрял импровизации на льду, предпочитая придерживаться традиционных схем игры. Но это была лишь одна из причин конфликта, разгоревшегося у «главного» с Борисом Александровым. Другая состояла в том, что хоккеист из Усть-Каменогорска отличался пренебрежением к дисциплине.

«Борис был действительно самобытным спортсменом, — признавал Виктор Тихонов. — Но он не сумел справиться с быстро пришедшей к нему известностью. Не прошёл испытания “медными трубами”, не одолел искусов, связанных с популярностью и успехами. Александров неверно оценил своё место в спорте, свою роль в команде, поддержку тренеров и партнёров».

За грубую игру 7 февраля 1977 года, в результате которой получил серьёзную травму «спартаковец» Валентин Гуреев, Александрова дисквалифицировали до конца сезона. Потом была разгромная статья в «Советском спорте», после которой молодую «звезду» вывели из основной команды ЦСКА.

В 1979 году после очередного конфликта с Тихоновым Александров окончательно покидает армейский клуб и переходит в московский «Спартак». Здесь он блестяще играет в тройке с Виктором Шалимовым и Анатолием Рудаковым. Эта связка удостоилась приза «Три бомбардира». Но затем спортивную карьеру Александрова прервала тяжелейшая травма, полученная на обычной тренировке. Он пропустил весь сезон 1982/1983 года. На фоне неудач усугубилась «дружба» с алкоголем. Не каждому спортсмену с подобными проблемами удавалось прервать крутое пике и вернуться к игре. Борис смог.

В то время усть-каменогорское «Торпедо» начал тренировать только что покинувший большой спорт Виктор Семыкин. Он пригласил Александрова вернуться на лёд в составе родной команды, и Борис с благодарностью принял это предложение. Казалось, у него вновь выросли крылья. В сезоне 1982/1983 года он забросил 68 шайб.

Тогда начинался звёздный час усть-каменогорского хоккея. За шесть сезонов, которые Александров провёл в «Торпедо» в качестве игрока, команда сумела завоевать путёвку в высшую лигу. В 1988 году тройка усть-каменогорского «Торпедо» Александров — Соловьёв — Кузнецов стала самой результативной в высшей лиге СССР и завоевала приз газеты «Труд» — «Самому результативному звену». Сам Борис Александров удостоился тогда приза газеты «Известия» — «Самому результативному хоккеисту по системе “гол плюс пас”» и приза журнала «Советский воин» — «Игроку, забросившему 3 и более шайб в одном матче».

По окончании блестящего сезона Александров получил приглашение поиграть за итальянский клуб «Сайма». После двухлетнего заграничного турне пришло время думать об уходе из большого спорта. Борису было уже 35 лет. Но судьба готовила бомбардиру ещё одну — быть может, самую важную миссию.

Наставник олимпийцев

С распадом СССР для спорта наступили трудные времена кризиса и безденежья. УМЗ больше не имел финансовой возможности спонсировать клуб. Лучшие игроки из Усть-Каменогорска разъехались по российским клубам, которые лучше финансировались и имели больше перспектив. Наше «Торпедо» в 1990-х не допускали до игр в российской Высшей лиге. Казалось, закат неминуем.

Но в 1994 году Борис Александров получает предложение вернуться в «Торпедо» в качестве играющего тренера. Он принимает это предложение и возвращается в команду, где фактически остались только молодые игроки. Олимпийский чемпион был для них не только живой легендой — он собственным примером на льду показывал «необстрелянной молодёжи» настоящий хоккей. Он играл под номером 23.

В сезоне 1995/1996 года Александров стал главным тренером «Торпедо», а в феврале 1996 года возглавил национальную сборную страны. Под его руководством казахстанцы завоевали золото Азиады в китайском Харбине. Затем был чемпионат мира в Словении, который наши провели блестяще, выиграв у шести команд в своей подгруппе и уступив только румынам.

Это было время, когда распад Советского Союза открыл перед спортсменами бывших союзных республик возможность бороться за выход на Олимпиаду. На олимпийском отборочном турнире в Инсбруке произошла сенсация. Команды Казахстана и Беларуси сравнялись по очкам и обе завоевали путёвку на зимнюю Олимпиаду в Нагано (Япония) в 1998 году.

На игры казахстанцы вышли фактически «командой одной раздевалки». Александрову удалось вернуть  всех лучших «торпедовцев», игравших в иностранных клубах. И задачу поставил серьёзную — пройти в 1/8. В итоге сборная Казахстана прорвалась в четвертьфинал и только там уступила команде Канады. Олимпиада 1998 года стала наивысшим триумфом казахстанского хоккея.

Вышел в лобовую

После успеха в Нагано «Торпедо» взял под своё крыло Казцинк. Команда наконец получила право играть в российской Высшей лиге.

Летом 2002 года был внезапно сменён весь руководящий и тренерский состав «Торпедо». Но очередной удар судьбы Александрову не суждено было пережить. 31 июля 2002 года он ехал по трассе Уфа — Челябинск на матч «Спартака», за который играл его сын Виктор. Возле города Усть-Катав BMW прославленного хоккеиста, обгоняя автобус, выехал на встречную полосу, но не справился с управлением. Машину развернуло и вынесло прямо в лоб «Волге», идущей по встречной полосе. И Александров, и водитель «Волги» погибли на месте.

В жизни Бориса Александрова было много громких триумфов и горьких поражений. К нему в полной мере можно отнести слова Булата Окуджавы:

«Как умел, так и жил.

А безгрешных не знает природа…»

Имя прославленного хоккеиста не забыто в Усть-Каменогорске. С 2003 года в городе проводится хоккейный турнир среди любителей и ветеранов памяти Бориса Александрова. В 2005 году на доме, где он вырос, была установлена мемориальная табличка. А с 2010 года Дворец спорта носит имя Александрова. Статуя хоккеиста перед ним очень похожа на знаменитого бомбардира в атаке.

В октябре 2025 года общественники из ВКО вышли с инициативой назвать именем Бориса Александрова одну из улиц в Астане. По мнению земляков, это стало бы весомым признанием заслуг выдающегося спортсмена перед казахстанским хоккеем.

Ирина Плотникова

*Праворукий хват у нападающих встречается реже, потому что большинство игроков держат клюшку левой рукой сверху — так удобнее контролировать шайбу. При праворуком хвате ведущая (правая) рука оказывается сверху, что даёт мощный бросок, но требует более высокого мастерства. Поэтому таких игроков меньше, и они считаются необычными по технике.