8.2 тыс.
24 марта 2024

В 2024 году по ВКО планируется запустить 103 дорожно-ремонтных проекта

Едва вступив в должность акима области прошлым летом, Ермек Кошербаев дал поручение сделать 2024 год в ВКО Годом дорог. Планируется привести в порядок около 600 километров автодорог областного, районного и местного значения. Полнота реализации этих планов будет зависеть от объёмов финансирования. 

Скатертью дорога

В рамках Года дорог в Восточном Казахстане запланировано выполнить вдвое больше ремонтных работ, чем в прошлом году. Всего в планах стоит 103 проекта. Одиннадцать из них были начаты ранее. Ещё 92 будут совершенно новыми. По 11 проектам объявлены конкурсы на определение подрядной организации. Ещё 50 уже прошли ведомственную экспертизу. На реализацию по расчётам на декабрь 2023 года, когда они верстались, требовалось порядка 28,5 миллиарда тенге.

— На эту сумму ориентировочно планируется отремонтировать средним ремонтом порядка 600 километров, — рассказывает исполняющий обязанности руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Нурбек Тураров. — Из них 222 километра областных дорог, 158 километров районных дорог, 108 километров улиц населённых пунктов. В рамках специальной программы «Ауыл — Ел бесігі» — 88 километров дорог в сёлах. За счёт собственных средств городов и районов — предположительно 29 километров. Выбор проектов ориентирован в первую очередь на автомобильные дороги с особой интенсивностью транспортного потока и подъездные дороги к населённым пунктам. На них будет особый акцент. Также с курсом, который сейчас избрало правительство, акцент будет на дорогах, подводящих к туристическим объектам.

Особо значимы

Базы отдыха на Самарских песках с каждым годом приобретают всё большую популярность у туристов. Существующие планы предполагают средний ремонт участка трассы Усть-Каменогорск – Таргын – Самарское. Там требуются работы на серпантине в районе Лайлинского ущелья (133 145 километры) от родника до поворота на село Самарское.

Интенсивный туристический трафик проходит и в районе Алтай по автодороге Октябрьская переправа – Алтайка – Новохайрузовка. Запланирован ремонт участков между 10 - 25 и 25 36 километрами.

Ещё один любимый туристический объект ВКО это Сибинские озёра. В 2024 году намечен средний ремонт участка между 17 – 32 километрами автодороги Васильевка – Бозанбай. Предполагается отремонтировать не только подъезд к селу Бозанбай, но и к озёрам.

В планы ремонта включены такие важные для населения дороги, как Курчум – Калжыр (75 – 91, 91 – 106, 106 – 121 километры). Эта дорога ведёт к селу Маркаколь, которому в прошлом году был возвращён статус районного центра возрождённого района Маркаколь.

Востребованными направлениями являются дороги, ведущие от трассы Омск – Майкапчагай к населённым пунктам. Планируется ремонт дороги Аксуат – Бакей – Карасу – Акжар – Омск – Майкапчагай в Тарбагатайском районе выезды в районные центры село Акжар и город Зайсан, а также автодороги Омск – Майкапчагай – Шиликты – Акжар в Тарбагатайском и Зайсанском районах.

Приятной новостью для жителей Усть-Каменогорска и окрестностей станет запланированный средний ремонт дороги к селу Новотроицкому. По этой дороге ездят не только жители села, но и горожане-дачники, а также любители рыбалки на форелевой ферме. На сегодня дорога на Новотроицкое представляет собой гравийное шоссе, весьма неласковое к автомобильной подвеске.

Улица, улица, широкая моя!

В рамках Года дорог в Усть-Каменогорске также запланировано немало дорожных работ, которые призваны упростить движение и уменьшить пробки. Прежде всего, это начавшаяся реконструкция развязки проспект Сатпаева – улица Жибек жолы. Там уже начались земляные работы по подготовке основания будущего кольца. В 2024 году должна завершиться и реконструкция улицы Базовой. Напомним, что её расширение понадобилось в связи со строительством нового микрорайона "Нурлы жол" и прогнозируемым увеличением автомобильного трафика.

Ещё одним значимым для города проектом станет проезд под Иртышским мостом с набережной имени Е. П. Славского на улицу Пермитина. Работы там также уже идут. Закончить их управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО пообещало уже в текущем году.

Прошлой осенью был закрыт для проезда в связи с подмывом опоры Шнайдеровский мост. Исполняющий обязанности руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Нурбек Тураров заверил, что в мае – июне предполагается завершить ремонт и вновь открыть мост для автомобилистов.

В 2023 году началось расширение выезда из Усть-Каменогорска на Алматинскую трассу. Раширение понадобилось из-за того, что после реконструкции Алматинской трассы этот участок превратился в узкое бутылочное горлышко. Между тем основной поток грузов идёт в Усть-Каменогорск именно с этого направления.

— В 2024 году выезд будет завершён, — обещает Нурбек Тураров. — Работы начнутся в мае, с наступлением благоприятной температуры наружного воздуха. Там осталось благоустройство и укладка последнего слоя щебёночно-мастичного асфальта.

В рамках программы возрождения сёл «Ауыл Ел бесігі» был запланирован ремонт подъездов к сёлам Ушаново, Опытное поле, Разъезду № 226, проезда через посёлок Белоусовку, средний ремонт некоторых улиц в Ахмирово, Глубоком, Белоусовке, Ушаново, Малоубинке, Кожохово, Весёловке, Зубовске, Алгабасе и других населённых пунктах области.

Давайте в срок и качественно!

Массу нареканий автомобилистов вызывают дороги от областного центра до Шемонаихи, Риддера и Алтая. К сожалению, их судьба не в руках местных уполномоченных органов. Ведь это трассы республиканского значения.

— Все эти дороги находятся в ведении АО «НК «КазАвтоЖол», — поясняет руководство управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО. — В текущем году все эти объекты имеют своё финансирование и будут продолжены. Также НК «КазАвтоЖол» информирует, что по ВКО планируется отремонтировать порядка 200 километров автомобильных дорог республиканского значения. В том числе автодороги от Усть-Каменогорска в сторону Шемонаихи, Риддера, района Алтай и города Семея. Как нам сообщили в НК «КазАвтоЖол», по этим направлениям техническая документация имеется. По некоторым проектам уже объявлены конкурсы. Технологически можно производить работы уже с мая.

Запланированное строительство участка дороги на Риддер через Тарханку и Топиху, которое существенно упростит сообщение с этими населёнными пунктами, также может стартовать уже в текущем году. Во всяком случае, проектно-сметная документация прошла необходимую экспертизу. В дальнейшем работы будут зависеть от выделения средств из бюджета.

Областное управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог обещает строго следить за качеством выполнения всех ремонтных работ и реконструкций. Для этого имеется договор с Национальным центром качества дорожных активов, который проводит экспертизу материалов и контролирует соблюдение технологии. Также обещают наказывать тех подрядчиков, которые не выполняют работы.

— По законодательству, в случае нарушения сроков, определённых по графику производства работ, подрядной организации выставляется штрафная санкция — 0,1 процента от суммы обязательств, — комментирует Нурбек Тураров. — Удерживается не более десяти процентов. В случае полного срыва сроков договорных обязательств, управление инициирует исковое заявление в суд о включении данной компании в реестр недобросовестных поставщиков.

Впрочем, у дорожников могут возникнуть и объективные трудности, связанные с политикой отечественных нефтеперерабатывающих заводов. Павлодарский НПЗ, с которого большинство наших подрядчиков получают дорожный битум, каждое лето останавливается для плановой профилактики. Также к концу лета обычно начинается дефицит дизельного топлива. Ведь на нём работает не только техника дорожников, но и все сельскохозяйственные машины. А конец лета это уборочная страда. И солярка становится остро нужна всем.

Областные власти обещают брать в расчёт эти обстоятельства при решении вопроса о санкциях в отношении подрядчиков, не уложившихся в срок.

Ирина Плотникова