Жительница ВКО борется за возможность оформить опеку над братом, пострадавшим в ДТП
Светлана Зинина — единственный человек, который ежедневно заботится о своём брате Михаиле. После страшного ДТП он оказался прикован к постели и находится в состоянии бодрствующей комы. Суды отказали женщине в признании брата недееспособным. Отсутствие возможности получить опеку над беспомощным человеком лишает семью возможности получать пособия, передает YK-news.kz.
Состояние Михаила стабильно тяжёлое; он не может самостоятельно питаться, не контролирует физиологические функции, реагирует только на болевые раздражители.
— После ДТП он полностью на мне, — поясняет Светлана. — Родителей у нас нет, брат не женат, детей нет. Есть другие братья и сёстры, но только я ухаживаю за ним. Он не может подписывать документы, не может выразить свою волю, а без опеки я не могу ни оформить ему регистрацию по месту жительства, ни поменять банковскую карту, срок действия которой истёк. Из-за этого сейчас все пособия просто недоступны, а все расходы — подгузники, медицинские материалы, питание — я несу сама.
Михаил — четвёртый ребёнок в многодетной семье, воспитывался в детдоме, получил образование, работал токарем. Судимостей не имел, был спортивным, занимался горными лыжами. Всё изменилось в один миг.
Медицинские заключения подтверждают: Михаил нуждается в постоянном уходе и не способен принимать решения. Состояние называют вегетативным. Согласно экспертным данным, «психическое состояние оценить не удаётся вследствие отсутствия психической деятельности». Его психика выключена, реакции на окружающий мир минимальны, продуктивного контакта с ним нет.
Светлана уже пыталась признать брата недееспособным в судебном порядке, но получила отказ. Сейчас женщина вновь готовит документы, боясь, что может не успеть — Михаил всё чаще болеет, недавно присоединились пневмония и нарастающая водянка головного мозга.
— Он не может больше ждать, — в сердцах произносит Светлана. — Это не для того, чтобы получить какую-то выгоду, а чтобы оформить то, что ему просто необходимо для жизни. Без опекунства я не могу даже положить его в стационар. Процедура тяжёлая, юридически запутанная, а время уходит.
Суд, рассмотрев материалы дела, пришёл к выводу, что основания для признания Михаила Ш. недееспособным отсутствуют. В соответствии с законодательством недееспособность устанавливается только при наличии психического расстройства. Поскольку такового в данном случае не выявлено, в удовлетворении заявления отказано.
Светлана подавала апелляцию, однако областной суд оставил решение первого суда без изменений.
Сейчас семья пострадавшего находится в тяжелом финансовом положении. За девять месяцев лечения потребовалось немало средств. Без официального оформления опеки невозможно получить медикаментозное обеспечение по государственным программам.
— Сначала я продавала имущество, потом занимала деньги у знакомых, оформляла кредиты в банках, — сетует собеседница. — Пришлось обратиться за помощью к волонтёрам. Неравнодушные люди со всей области откликнулись, помогли финансово закрыть образовавшиеся долги. Нам не хватало элементарного — постельного белья. Сейчас нам отправят и бельё, и подушки, и одеяла, и даже продуктовую корзину.
На какое-то время, благодаря поддержке волонтёров и отзывчивых людей, семье удалось выбраться из долговой ямы. Но по мере продолжения лечения, в отсутствие пособий и медикаментозного обеспечения, долги вновь начинают накапливаться. Вопрос опеки по-прежнему остаётся нерешённым, и сестра продолжает бороться за восстановление своего брата.
— Нам говорили, что будет проведён консилиум, что брата направят на реабилитацию к нейрохирургам и травматологам. Но пока мы не видим сдвигов, — с горечью констатирует Светлана. — Состояние Михаила вызывает беспокойство — у него часто поднимается температура. Очень надеюсь, что врачи помогут, и мы всё же сможем добиться улучшений.