В ВКО жители поставили памятник своему исчезнувшему селу
Села Александровка в Глубоковском районе нет на карте Восточного Казахстана уже 36 лет. А четырнадцать лет назад стихия поглотила то, что ещё оставалось от населённого пункта. Летом 2025 года уроженцы Александровки поставили памятник своему исчезнувшему селу, передаёт YK-news.kz.
"Край света"
Натужно ревёт мотор "Дастера", на колёса наматывается липкая чёрная грязь. Машина с трудом взбирается на косогор. А впереди - новый сюрприз - колея, подёрнутая льдом. И что там на дне?
— Влево бери, — командует Василий Андронович. — По колее не ходи. Сядешь на брюхо — не вытолкаем.
Мы в который раз мысленно проклинаем себя за то, что поверили словам провожатого, будто наша машина с полным приводом дорогу до Александровки осилит. Понадеялись на то, что землю надёжно сковал крепкий октябрьский морозец. Но косогоры неумолимо плавятся под утренним солнцем. Дорога под колёсами расползается на глазах.
Умершее село Александровка находилось в 25 километрах от Быструхи. Первые 13 километров никаких трудностей нам не доставили. Хорошо накатанная грунтовая дорога привела к базе отдыха, на заборе которой красуется синий указатель "Александровка, 12 км". Обнадёженные тем, что направление на бывшее село отмечает вполне современный дорожный знак, мы сворачиваем налево. Дорога отчётливо видна, и мы даже не подозреваем, что едем прямо в ловушку. То, что ложится под колёса, с каждым километром всё меньше напоминает торный путь. Развернуться негде.
Нормальная дорога закончилась за урочищем Кресты. По рассказам нашего провожатого, "в старые времена" здесь был большой поклонный крест, к которому люди ходили молиться. К удивлению Василия Андроновича, большой каменный крест открывается за следующим поворотом, словно выплыв из прошлого. Его явно поставили в этом году — на земляной насыпи не успела вырасти трава. Такие кресты ставили на границе владений своей общины сибирские старообрядцы. Сильна же в людях память и привязанность к своей земле, если они не пожалели времени и сил, чтобы возвести новый крест посреди пустоши, куда сегодня забираются только рыбаки и любители экстремального вождения.
А ведь каких-то сорок лет назад по этому бездорожью ездили постоянно. И отнюдь не на джипах.
— В Александровке ферма была. Дойных не держали, в основном молодняк, — рассказывает местный житель. — Раньше как работали? Сюда доярок возили на открытой машине. По два раза в день — утром и вечером. А сейчас разве найдёшь доярку, которая так жить согласится?
И тут же, увидав знакомый крутой поворот над пропастью, вспоминает, как именно здесь однажды слетел с дороги автобус с людьми. Обошлось без жертв — повис на берёзе.
Нам очень не хочется висеть на берёзе. А опасность, что раскисшая земля стащит нас вниз, выглядит вполне реальной. Добравшись до ровной площадки, где машину можно развернуть без риска, останавливаемся.
Дальше — только пешком — около трёх километров. И это ничуть не легче, разве что безопаснее. На каждой ноге — по паре килограммов грязи, которую не счистишь, да и бесполезно. Она тут же налипает вновь. То и дело приходится покидать затопленную водой дорогу и проламываться сквозь бурьян и репьи. Рядом скачут непуганые бурундуки. В одном месте виден отчётливый след лося. Неутомимый пенсионер, бодро шагающий впереди, весело предупреждает, что в эту пору лосям на пути лучше не попадаться. У них гон, могут и напасть.
Пожалуй, теперь я хорошо понимаю, почему жители покинули Александровку! Но кому мог понадобиться памятник в таком глухом месте?
Люди "старой веры"
Село Александровка возникло в 1820 году. Его основали на берегу Правой Убинки старообрядцы, которых в наших местах называли "поляками". Вопреки названию, это были русские люди, бежавшие от религиозных гонений в Польшу. Императрица Екатерина II манифестом от 4 декабря 1761 года пригласила их возвращаться в Россию. "Поляки" могли поселиться на прежних землях, а могли поехать в Сибирь, на неосвоенные территории. Многие сёла в этих краях были основаны старообрядцами: Шемонаиха, Лосиха (Верх-Уба), Секисовка, Бобровка, Малая Убинка, Быструха, Черемшанка, Бутаково.
Судя по старинному плану, Александровка была довольно большим селом, хотя и состояла всего из одной центральной улицы, протянувшейся между реками Правая Убинка и Колмачиха, и пары переулков. Все огороды "смотрели" в сторону воды. Такая планировка характерна для старообрядческих поселений. По некоторым данным, в период расцвета в селе было 103 двора и две церкви.
По меркам староверов XIX века, Александровка располагалась в самом благодатном месте. Лес, реки, богатые тайменем и хариусом. Тучные пастбища на прогреваемых солнцем косогорах. А бездорожье защищало общину от представителей власти и от тех, кто кощунственно "крестился тремя перстами". В первой половине ХХ века село продолжало жить примерно так же, как и прежде.
— Я родилась в Александровке в 1949 году в семье крестьян, — начала свое повествование местная уроженка Фаина Богаева. — В семье было четыре мальчика и одна девочка — я. Папа умер рано, и мама воспитывала нас одна. Деревня находилась в прекрасном месте, и у нас было очень счастливое детство. Босоногое, полуголодное, полураздетое, но счастливейшее. Была полнейшая свобода. Речка летом и горы снега зимой. Наш дом стоял на берегу Колмачихи. Обыкновенный крестьянской дом с печкой и полатями: судня (кухня) и горница, чулан и сенцы с крылечком. Керосиновая лампа и чёрная тарелка радио.
Электричество от дизельного генератора появилось в Александровке только в 1957 году. По воспоминаниям Фаины Фотеевны, в одиннадцать вечера его выключали. Главным развлечением было кино, которое привозили раз в неделю.
В те годы в Александровке была школа-восьмилетка. Девятый класс Фаина оканчивала в Предгорном, а десятый — в Секисовке. Поступила в Усть-Каменогорский пединститут на физмат, но не доучилась, пошла работать на свинцово-цинковый комбинат.
В Александровке кроме животноводческой фермы работал цех ширпотреба лесхоза, где трудились около ста человек. Делали брички, кадки, сани из дерева. Поначалу у александровцев был собственный колхоз, потом из него сделали отделение совхоза "Ильичевский" с центром в селе Секисовка.
— В силу удалённости нашей деревни от центра и практически отсутствия дороги жители потихоньку начали разъезжаться, — вспоминает Фаина Богаева. — В результате школа стала четырёхлеткой, вместо магазина стала приезжать автолавка, не было медпункта. С 1989 года село исчезло даже на бумагах отчётности.
Изоляция от внешнего мира, которая была благом для староверов XIX века, в итоге и сгубила Александровку. В сентябре 2011 года в Черемшанском лесничестве вспыхнул крупный пожар. По слухам, причиной стала неосторожность лесорубов, готовивших себе обед. Огонь охватил 200 гектаров леса. Чтобы потушить его, понадобилось 136 человек и 20 единиц техники.
О том, что покинутая Александровка горит, стало известно, когда в Быструхе увидали дым, поднимающийся над горами на севере. Сообщить о беде было некому. Пожар полностью уничтожил остатки села. Уцелели только два дома на окраине, которые защитила река. В одном из них держал пасеку Владимир Парамонович Рыльский, другой использовали как охотничий домик. Оба ещё стоят, хотя там давно уже никто не живёт.
Память в сердце и граните
Фаина Фотеевна Богаева давно переехала в Санкт-Петербург. Но идею увековечить родное село не оставляла. Шесть лет она работала в архивах Усть-Каменогорска, Барнаула, Томска, Омска, Семея, чтобы выяснить историю Александровки и своих предков. Итогом стала книга "Колмачиха". Затем она кинула клич в "Одноклассниках" бывшим односельчанам, предложила собрать деньги и поставить памятник на месте села.
— Там ведь остались могилы наших родителей, дедов и прадедов, — с почтением произносит Фаина Фотеевна. — На мой призыв откликнулся житель Питера. Его прадеды жили в деревне, а он сам родился в Риддере. Вот так нашёлся спонсор на установку монумента. В осуществлении замысла участвовали представители коренных александровских фамилий: Звонцовы, Рыльские, Кузнецовы, Поляковы, Серовы. Без них у меня бы ничего не получилось. Просто представить, как по бездорожью, без света можно было доставить материалы и людей, организовать электричество, строить. И в этом году свершилось! Памятный знак установлен, посажены ёлочки, сосенки, рябинка. Со временем деревца поднимутся, и это будет наш маленький уголок любимой деревни, куда можно приехать, повспоминать, поплакать.
Памятник выполнен в виде стелы-часовенки, увенчанной восьмиконечным крестом. На шлифованных гранитных табличках — план села и список местных родов. Возведение обошлось уроженцам села в восемь миллионов тенге. Установка памятника состоялась на праздник Успения Пресвятой Богородицы (28 августа).
Вместо эпилога
Малые сёла исчезают на территории ВКО практически ежегодно. В 2024 году было ликвидировано шесть населённых пунктов в Глубоковском и Тарбагатайском районах. В октябре 2025 года областной маслихат принял решение о ликвидации пяти вымирающих сёл: трёх в районе Алтай и двух в Шемонаихинском районе. А в ноябре заговорили о возможном исчезновении с карты ещё двух — в Катон-Карагайском районе и Улкен Нарыне. Сохранять населённые пункты, где проживает менее 50 человек и нет инфраструктуры, считается нецелесообразным.
Малые сёла уходят, и это неизбежно. Но памятник в Александровке показывает, что стихия и время не могут отобрать то, что люди считают своим. Пока есть те, кто готов идти по раскисшей дороге, искать следы родовых дворов там, где остались лишь тень улицы и шум воды.
На месте Александровки сегодня только ветер, трава и дальние горы. Но люди всё равно возвращаются туда, где гоняли на санках с горы, грелись на полатях, ловили рыбу в бурной реке. Они ставят памятник не камням и не срубам — себе, своим корням, своей памяти.
Ирина Плотникова
Фото автора и Фаины Богаевой