1.1 тыс.
31 января 2015

Незрячий восточноказахстанец мечтает открыть собственный массажный кабинет

фото предоставлено Аягозским обществом инвалидов

Арнур Алимханов из Аягоза лишился зрения в пятилетнем возрасте. Несмышленым мальчишкой он решил поиграть с оставленной без присмотра кислотой. В результате ребенок получил химический ожог глаз, который привел к полной слепоте. Окончив девять классов в алматинском специализированном интернате, молодой человек вернулся на малую родину. В небольшом городке немного перспектив для человека с ограниченными возможностями, но целеустремленный и упорный Арнур сумел воплотить свою мечту. Теперь он – студент медицинского колледжа, а еще через два года станет дипломированным массажистом.

Экзамен на стойкость

В 1991 году семья Арнура жила в Катон-Карагае. Недалеко от их дома находилась бактериологическая лаборатория. Именно туда и направился играть пятилетний Арнур.

– Я проходил мимо здания и заметил выброшенную колбу, – рассказал молодой человек корреспонденту YK-news.kz. – На дворе стоял март, кругом таял снег. И я, подобрав склянку, вылил половину жидкости в ближайшую лужу. Началась химическая реакция, мне стало интересно, и я, вылив оставшееся, наклонился посмотреть, что получилось. Тут и произошел взрыв. Меня откинуло на другую сторону дороги. Врачам пришлось на вертолете доставлять меня в Усть-Каменогорск на операцию.

Позже доктора расскажут родителям мальчика, что ему неправильно оказали первую помощь на месте происшествия.

– Когда кислота попадает в глаза, надо наклонить человека и промывать поврежденное место водой, либо пострадавший должен плакать, – поясняет Арнур. – Меня же положили на спину, вот кислота и впиталась. Я мало что помню про то время, только то, что мои родители в больнице очень сильно плакали, и я их успокаивал.

Следующие пять лет Арнура и его родителей ждала череда операций, приемов и консультаций. Несмотря на усилия врачей, вернуть мальчику зрение не удалось.

– Из-за долгого лечения я смог пойти в школу только в 10 лет, – вспоминает парень. – Родители выбрали для меня специализированный интернат в Алмате. В подобных региональных школах тогда были только младшие классы и не велись дополнительные занятия. В алматинском интернате я смог параллельно получать музыкальное образование. Многие дети-инвалиды вообще не посещают школу из-за опасений родителей, что их чадо могут обидеть, оскорбить. Но я точно могу сказать, что учеба в интернате пошла мне на пользу. Это, как армия. Никто не станет там кормить незрячего с ложечки, зато многому научат. Я стал гораздо самостоятельней за время учебы.

В алматинском интернате Арнур не только успешно освоил программу основного образования, но и научился отлично играть на баяне.

– Помню, как учитель музыки собрал младшеклассников вместе и начал хлопать, а мы должны были повторять за ним, – делится Арнур. – Так проверяли слух. Сумевшие пройти такой экзамен могли выбрать инструмент для дальнейшего обучения. Я часто слышал, как старшие ребята играют на баяне и поют, по­этому и мне тоже захотелось. Преподаватели по музыке в интернате были, как и мы, незрячие. Они объясняли, где находятся клавиши, мы повторяли за ними действия. Потом начали изучать нотную грамоту, изготовленную на основе шрифта Брайля.

В специнтернате школьную программу проходят не за 11 лет, как в обычной школе, а за 12. Арнуру пришлось уйти после 10 класса, в семье случилось горе, и парень вернулся поддержать домашних. Спустя некоторое время активный молодой человек присоединился к местному обществу инвалидов.

– В нашем объединении Арнур с 2009 года, – вспоминает координатор проекта социального корпоративного фонда "ЗУБР" в Аягозском районе и наставница нынешнего студента Рауза Керимова. – С его помощью мы открыли кружок художественной самодеятельности, и Арнур начал на бесплатной основе заниматься с желающими, аккомпанировать нашим певцам. Настоящий оптимист.

Со временем общительный и деликатный парень стал любимцем в объединении.

– Арнур умеет поддержать человека в трудную минуту, настоящий оптимист, – с гордостью говорит о своем воспитаннике руководитель. – И мы старались отплатить ему добром за добро. Когда он поделился заветной мечтой стать массажистом, я решила во что бы то ни стало ему помочь. Сам Арнур сомневался, что ему удастся получить школьный аттестат в 29 лет и с таким перерывом в обучении. А без полного среднего образования в медицинский колледж не поступить.

Осваивать программу упущенных выпускных классов Арнуру помогали, что называется, всем миром.

– В 2013 году мы записались экстерном в районный отдел образования, – рассказывает Рауза Оразбаевна. – Я сама тогда работала учителем в школе, для занятий просила учебники в школьной библиотеке, у знакомых. Мы читали ему вслух, помогали разобраться с примерами. Дома родные тоже занимались с Арнуром. В итоге он успешно сдал все пять выпускных экзаменов. Причем девять классов до этого он учился на русском языке, а экзамены пришлось сдавать на казахском. Таковы были условия экстерна. После чего Арнур вернулся в Алматы, но уже как студент. Он выиграл грант в медицинский колледж и теперь осваивает профессию массажиста.

"Накаченная" память

Сам Арнур выбор специальности объясняет предельно просто.

– Дело в том, что у незрячих не так много возможностей найти работу и зарабатывать достаточно, чтобы обеспечивать семью, – признается Арнур. – Я думаю, это мой шанс. В колледже организовали специальную группу. В ней 16 человек из разных регионов страны, мы все учимся бесплатно и получаем стипендию.

Система обучения спецгруппы, конечно, отличается оn обычного конспектирования лекций. И никаких пособий по анатомии и физиологии, выполненных шрифтом Брайля, в студенческой библиотеке нет.

– Все обучение проходит устно, – объясняет Арнур. – Приходя на лекцию, мы кладем перед преподавателем диктофоны и слушаем новую тему. Дома мы снова прокручиваем запись, запоминаем ее, а потом пересказываем в аудитории. Каждая лекция длится 25-30 минут. В курсе анатомии, например, их 76. К концу учебы я буду знать их все наизусть.

Практические занятия у Арнура и его сокурсников тоже отличаются от привычных студенческих лабораторных.

– Мы ощупываем кости, их соединения, разбираем скелет, изучаем его при помощи прикосновений, – рассказывает собеседник. – Факультет, где я учусь, называется сестринское дело. Поэтому нас учат не только основам физиологии, но и правильному уходу за больными. Думаю, в будущем все может пригодиться.

Арнуру пришлось тренировать так необходимую незрячему студенту память еще до поступления.

– На подготовку к выпускным школьным экзаменам ушло примерно семь-восемь месяцев, – делится молодой человек. – Сначала нужно было настроиться, поверить, что мне удастся наверстать пробелы. В мае я успешно прошел рубеж и стал готовиться к вступительным экзаменам в колледж. В августе сдал биологию и литературу на четверки и поступил на грант.

Несмотря на то, что учащиеся спецгруппы получают стипендию, жить в большом городе часто оказывается накладно, признается студент.

– После обеда я подрабатываю в экспериментальном обществе слепых, – говорит Арнур. – Мы изготавливаем прищепки и получаем за это сдельную оплату. В месяц выходит около 10 тысяч тенге. Еще 23 тысячи я получаю в качестве стипендии. Своего жилья в Алматы у меня нет, и мы с товарищами снимаем квартиру. Втроем мы складываемся на арендную плату и продукты, получается примерно по 30 тысяч тенге в месяц. Заработанного хватает, что называется, впритык. Надеюсь, что после двухлетнего обучения смогу устроиться в хорошую клинику или даже открыть собственный кабинет и получать достойную зарплату.

Даже зрячему человеку бывает сложно ориентироваться в мегаполисе. Арнуру и его друзьям и вовсе приходится постоянно держать "карты" нужных районов в памяти.

– Поначалу было очень трудно ориентироваться и передвигаться в большом городе, – признается будущий массажист. – Мне помогали друзья, товарищи, с которыми я учусь и работаю. Я спрашивал у них, где остановка, на каком автобусе можно уехать, как расположены улицы, перекрестки. Так понемногу и запоминал маршруты.

Сейчас Арнур занят оформлением алматинской прописки, тогда он сможет воспользоваться услугами инватакси.

– Меня будут возить на учебу и с учебы, – поясняет молодой человек. – В этом плане Алматы ушел гораздо дальше моего родного Аягоза. В маленьком городке нет условий для таких людей, как я. Аягоз только развивается, я надеюсь, в будущем там будет, как в южной столице. Здесь многое предусмотрено для инвалидов. Есть работа для незрячих, создана служба инватакси. Это существенно облегчает нам жизнь.

Аягозский выпускник надеется обрести не только профессиональное, но и личное счастье. О создании семьи Арнур пока не думает, ведь сначала ему нужно закончить колледж и устроиться на работу. Хотя молодой человек признался, что уже встретил девушку своей мечты.

* * *

Рауза Керимова в заключение разговора с нами добавила, что в Аягозе немало талантливых людей с ограниченными возможностями. Другая воспитанница объединения, тоже на 100 процентов лишенная зрения, недавно окончила курсы массажа и мечтает открыть кабинет в родном городе. К слову, раньше они с Арнуром вместе выступали на мероприятиях: он играл на синтезаторе, а она пела.

В обществе инвалидов не принято жаловаться на жизнь, говорит Рауза Оразбаевна. Единственное, на что сетуют инвалиды, – это отсутствие инватакси. Несмотря на то, что город небольшой, членам объединения бывает сложно передвигаться по нему самостоятельно. Сейчас общество ищет спонсоров, чтобы организовать перевозку особенных пассажиров.

Зарина Жумагалиева