9.7 тыс.
16 июля 2022

Как в Усть-Каменогорске жители многоэтажки с коммерсантами боролись

Жители домов таким образом огородили свой двор от вереницы ГАЗелей
Фото: Елизавета Седых

Жильцы домов № 6 и № 8 на проспекте Назарбаева устали от бесконечной вереницы ГАЗелей под окнами и установили на въездах в общий двор шлагбаумы. Люди надеялись, что эта мера вынудит местных бизнесменов решать вопросы с разгрузкой товаров другим способом. Вот только эффект получился неожиданным — в одном из домов вдруг пропала горячая вода… Несмотря на то что эта история является частным случаем, она заставила в очередной раз обратить внимание на противостояние между жильцами многоэтажек и коммерсантами, которые занимают помещения в этих домах.

Покусились на двор

Дома по адресу: проспект Назарбаева, 6, и проспект Назарбаева, 8, построены в форме буквы "П". Фасады обеих многоэтажек выходят прямиком на проспект. А первые этажи в них заняты коммерческими объектами. Не так давно между жителями многоэтажек и бизнесменами разгорелась настоящая война.

— Все началось с дома № 8. В том доме около двадцати бизнес-объектов, и каждый торгует своей продукцией. К каждому приезжает доставка. Естественно, ГАЗели с товарами заезжают во дворы, потому что во дворах располагаются входы в подвалы, в которых в свою очередь находятся склады, — рассказал главный по дому № 6 Алексей Жданов.

Ну а после того, как в доме № 6 вместо магазина с товарами для детей открылся продуктовый супермаркет, количество "разгрузочных рейсов" увеличилось. ГАЗели доставляют людям массу неудобств. Например, занимают парковочные места и перегораживают внутридворовые про­езды.

— Ребенка одного во двор выпустить — ни в коем случае. Это опасно. У нас тут как на проспекте, только светофора не хватает, — поясняет  Алексей. — Мы с председателем КСК делали бегунок, то есть засекали, когда машины заезжают и выезжают, считали их. В один день было 40 ГАЗелей, в другой день — 70, — добавляет Алексей.

Не пожелав терпеть неудобства, люди взяли двор в аренду на пять лет и на общем собрании решили установить на въездах шлагбаумы. За их установку, к слову, проголосовало подавляющее большинство.

— Мы также поставили камеры. С 8.00 до 17.00 за этими камерами следит консьерж. Если подъезжает скорая помощь, полиция или какая-то другая служба, консьерж с пульта открывает шлагбаум. А с вечера и до утра шлагбаум просто остается открытым, то есть ночью во двор организован беспрепятственный доступ для тех, кто убирает мусор. Для "скорых" и пожарных опять же, — поясняет Алексей Жданов.

Эта мера, естественно, не понравилась коммерсантам. Но в данном случае люди руководствовались правилами, запрещающими бизнесу производить приемку продукции в дворах жилых домов.

"Прием пищевой продукции осуществляется на объектах, встроенных в жилые здания, при наличии специальных загрузочных помещений с торца жилого здания, не имеющего окон и (или) из подземных туннелей, и (или) со стороны автомагистралей. Завоз пищевой продукции в ночное время (с 23.00 до 6.00) на объекты, встроенные, встроенно-пристроенные в жилые здания, и здания иного назначения не проводится", — говорится в статье 67 Санитарно-эпидемиологических требований к объектам оптовой и розничной торговли пищевой продукцией.

И только с продуктовым супермаркетом, который занял помещение бывшего детского магазина, люди попытались договориться полюбовно — взяли средства за установку шлагбаума и выдали электронный пульт.

— Мы пошли навстречу этому магазину, так как его представители сообщили о намерении сделать входную группу с торца, — поделился своей версией событий Алексей. — У них один кладовщик, и он может принять только одну ГАЗель, поэтому мы выделили магазину отдельное парковочное место и попросили отрегулировать процесс так, чтобы приемка товара не мешала жителям.

Но время шло, а вопрос об организации отдельной входной группы для приемки товара так и не сдвинулся с места. Кроме того, по версии жильцов, предприниматель игнорировал заключенную ранее договоренность — приезжающие на разгрузку машины не парковались на специально отведенном месте. Поэтому жители решили перепрограммировать электронный ключ, дабы у коммерсанта не было возможности пропускать во двор габаритные машины. Это вылилось в серьезный конфликт, и представители указанного магазина попытались, по версии жителей, демонтировать шлагбаум своими силами.

— Возможность не нарушать нормы и правила санитарной инспекции у владельцев магазинов есть и всегда была, нужно только сделать проект входной группы с торца здания для разгрузки продуктов питания, согласовать с ГУ "Отдел строительства, архитектуры и градостроительства" и всё — можно строить, — высказался старший по дому № 8 на проспекте Назарбаева. — Негодование жителей понятно: летом невозможно выйти погулять с детьми из-за страха попасть под грузовик, зимой эти же грузовики по четыре машины в ряд дымят, не выключая двигателей. Постоянный шум от хлопающих дверей, криков и споров водителей по поводу того, кто первый приехал.

Поставить шлагбаум, по его мнению, было необходимо еще и ввиду соседства с рынком "Заречный". Продавцы и посетители рынка регулярно оставляли свои автомобили в указанных дворах.

Шлагбаум со стороны рынка "Заречный"

Близко, а не достанешь

Утром 17 июня жильцы дома № 6 обнаружили, что в доме пропала горячая вода.

— Позвонили в различные службы, нам везде сказали, что аварийных отключений не было, — рассказали жители.

Это означало лишь одно — нужно в срочном порядке проверять инженерные сети. Тут необходимо обозначить, что инженерные сети находятся в подвале супермаркета. Того самого супермаркета, с администрацией которого конфликтуют жители.

— Сам подвал принадлежит владельцу магазина, но коммуникации являются общим имуществом жильцов. Как мы раньше решали эту проблему? Если вдруг случалась авария или порыв, мы созванивались с администратором прежнего магазина. Администратор быстро приезжала и открывала нам двери, — пояснила председатель ПКСК "Коммунальник А".

В этот раз решить проблему в срочном порядке не удалось. Никого из администрации магазина на месте не было, а рядовые сотрудники отказывались пускать работников КСК в подвал. Разгневанные жильцы вызвали на место участкового и написали заявление.

Истинную причину отключения, по словам людей, выяснить не удалось. Но к вечеру вода в квартирах все-таки появилась. И этот случай вынес на повестку дня сразу два важных вопроса. Во-первых, как договариваться по поводу общих коммуникаций, если отношения с предпринимателем крайне напряженные? И как не допустить того, чтобы расположенные на территории бизнеса коммунальные узлы могли стать способом давления на жителей?

В заключение

Жители домов по адресам: проспект Назарбаева, 6, и проспект Назарбаева, 8, не первые, кто столкнулся с подобной проблемой. Шлагбаумы установлены во многих городских дворах. И во многих дворах их устанавливают именно для того, чтобы остановить бесконечный поток машин с товарами и пресечь их разгрузку под окнами квартир. Общедомовые инженерные сети, расположенные на частной территории, — тоже довольно распространенная история.

Хотелось бы, чтобы ответственные органы проработали единый и эффективный алгоритм решения проблем, с которыми сталкиваются проживающие в одном доме с объектами бизнеса люди.

К слову, корреспондент YK-news.kz пробовал получить комментарии от руководства магазина, но сделать это к моменту публикации не удалось. Однако мы по-прежнему готовы выслушать вторую сторону конфликта.

P.S. Чуть позже председатель ПКСК "Коммунальник А" сообщила, что полиция не усмотрела в действиях руководства магазина состава преступления.

Елизавета Седых