5.5 тыс.
17 февраля 2024

Как быть и что делать, если кибераферисты выбрали вас своей целью? (Часть 2)

Это второй материал, рассказывающий о хит­роумных мошеннических схемах, которые применяются с целью выманить у граждан их кровно заработанные тенге. По информации правоохранителей, в данный момент эта схема встречается наиболее часто.

(Часть 1)

Махаббат Какенова (здесь и далее имя и фамилия изменены) проживает в одном из моногородов нашей области. Женщина работает на градообразующем предприятии, имеет квартиру и небольшое количество сбережений на банковских счетах.

Недавно Махаббат позвонили на мессенджер WhatsApp с номера, зарегистрированного в Казахстане. Собеседник представился сотрудником службы безопасности (СБ) Национального Банка Казахстана, направив на ее мессенджер скан служебного удостоверения, где были прописаны номер, имя, фамилия.

Звонивший уверил ее, что в СБ Нацбанка пришел запрос по поводу того, что владелец счета пытается со своих депозитов в двух банках второго уровня перевести средства на третий счет. Встревоженная женщина стала это отрицать. Тогда ей предложили  установить программу удаленного доступа, благодаря чему мошенники получили контроль над ее сотовым телефоном. И мало того, что перевели средства гражданки Какеновой на свои счета, так еще и оформили на нее онлайн-кредит на крупную сумму.

Схема

По информации областного департамента полиции, такой вид мошенничества расцвел благодаря изоляции в период карантина и ограничений, связанных с пандемией COVID-19, когда значительная часть нашей жизни перешла в онлайн-формат. Банковские операции "не вставая с дивана" с тех пор не потеряли своей популярности, чем и пользуются аферисты, охочие до чужого добра.

— На сегодняшний день наиболее распространенным видом мошенничества является тот, когда вам звонят некие лица, которые представляются сотрудниками службы безопасности банка, — комментирует старший оперуполномоченный управления криминальной полиции ДП ВКО Нурай Арыстанбек. — Если, к примеру, регистрируется десять случаев интернет-мошенничества, то шесть из них будут обязательно связаны с действиями от имени СБ банков. Зло­умышленники могут уверять потерпевших, что на них пытаются оформить денежный кредит. Или говорят о том, что в банк пришел человек с доверенностью на ведение финансовых операций от владельца счета. Или просто сообщают, что по счетам проводятся какие-то подозрительные операции. Для того чтобы придать своим требованиям реализма, преступники даже могут предъявить скан-копии служебных документов. И якобы для того, чтобы предотвратить преступление, потерпевший должен установить к себе на телефон программу удаленного доступа. Это программы TeamViever, AnyDesk, HopToDesk и другие. Благодаря этим приложениям, которые в Сети скачиваются бесплатно, преступники могут получить полный доступ к сотовому телефону жертвы, в том числе и к банковским приложениям. А там уже на выбор — или кредиты оформить от имени потерпевшего или снять все его деньги и отправить их на подставные счета.

Жертвы

В большинстве случаев пострадавшими становятся люди пенсионного и предпенсионного возраста, а также те граждане, которые слабо разбираются в современных информационно-коммуникационных технологиях.

Как защититься

Сотрудники Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка рекомендуют, прежде всего, быть бдительными, чтобы вовсе не попадать в такие ситуации.

— Не доверяйте незнакомым людям, которые заводят речь о деньгах! — призывает начальник управления внешних коммуникаций Агентства Гульмира Арбабаева. — Никому не сообщайте свои персональные данные, реквизиты карточки. Запомните: банковские сотрудники, операторы кол-центров банков никогда не будут спрашивать эту информацию по телефону.

Существуют способы, благодаря которым мошенника можно вовремя распознать и нейтрализовать.

— Если вам звонит якобы сотрудник службы безопасности банка и пугает мошенническими атаками на ваш счет, просит оформить "зеркальный" кредит или снять деньги через банкомат, сразу завершите разговор, — предупреждает Гульмира Арбабаева. — Самостоятельно позвоните в кол-центр банка, чтобы перепроверить информацию и заблокировать банковскую карточку. Отметим, что служба безопасности банков не звонит клиентам. Все вопросы, касающиеся безопасности, решаются в центральном офисе банка. В борьбе с мошенничеством банки постоянно улучшают правила и алгоритмы, чтобы обеспечивать безопасность денежных средств клиентов. Это включает в себя разнообразные меры, такие как много­уровневая аутентификация, мониторинг подозрительной активности, защита от вредоносного программного обеспечения и шифрование данных. Также однозначно не следует устанавливать на свой телефон никакие рекомендуемые неизвестными людьми приложения.

Если вы все-таки стали жертвой обманщиков, то сотрудники ДП ВКО советуют сразу прекратить звонок или переписку в мессенджере.

— Телефон следует перевести в режим "в полете", дабы сохранить все данные, которые в нем есть, — поясняет Нурай Арыстанбек. — Если мошенники пользуются программами удаленного доступа, то они чистят за собой переписки, удаляют чеки, а вам необходимо сохранить эту информацию, как доказательную базу для следствия. Кроме того, нужно заблокировать имеющиеся банковские приложения. А также обзвонить горячие линии банков, чтобы поинтересоваться состоянием счетов и приостановить любые операции. Если понадобится, то даже проехать в банк. Ну и, конечно, следует обратиться на канал 102. Пока весь этот процесс проходит, человек будет опрошен. Помните, чем быстрее вы обратитесь в полицию, тем быстрее ваши деньги будут найдены.

Реально ли вернуть украденные средства?

— Мы в любом случае проводим по делу ряд оперативно-разыскных мероприятий, в том числе делаем запросы в банки и берем выписки со счетов, — информирует Нурай. — И анализируем, куда, на какие счета отправлены деньги. После этого мы устанавливаем владельцев этих счетов, выезжаем по месту их жительства, потому что чаще всего они из других регионов. Отрабатываем этих лиц, и если средства находятся на их счетах, то они возвращаются потерпевшим в рамках расследования уголовного дела. Но существует нюанс — это возможно при условии, что деньги остаются на этих счетах и далее никуда не двигаются. Либо если у нас есть возможность установить, куда их перевели. Но часто бывает так, что средства с подставных счетов переводятся в криптовалюту, которую почти невозможно отследить. Это значительно осложняет процесс возврата, а иногда делает его неосуществимым.

(Продолжение следует.)

Мира Круль